II. Методы планирования оптового товарооборота

Планирование – это не единовременное, одноразовое действие, а непрерывный процесс.

В процессе разработки планов торгового предприятия используются специфические методы, которые соответствуют задачам, целям и особенностям планирования. Методы планирования представляют собой конкретные способы и приемы экономических расчетов, применяемые при разработке отдельных разделов и показателей плана, их координации и увязке[[7]].

При планировании деятельности предприятий торговли применяются следующие основные методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, экономико-математический, экономико-статистический, опытно-статистический и др.

Экономический анализ оптовых продаж за предшествующий период позволяет выявить характер изменений и возможность применения экономико-статистических и экономико-математических методов и моделей при расчете вариантов прогноза оптового товарооборота на плановый период. В зависимости от формы связи могут быть использованы различные уравнения регрессии – линейной, гиперболы, полулогарифмической, показательной, степенной.

Используются также и более простые графический и индексный методы, расчет средних темпов изменений оборота в течение анализируемого и прогнозируемого периодов.

Однако при использовании любого из методов следует иметь в виду, что составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, который должен быть не ниже предусмотренного планов на оставшуюся часть года:

Тож =Тф.9 +Т ож.IV кв. /2.1./

 

где – Тож ожидаемый объем товарооборота за отчетный год;

Тф.9 - фактический объем товарооборота за 9 месяцев отчетного года, руб;

Т ож.IV кв. - ожидаемый объем товарооборота за IV квартал отчетного года, руб при этом:

 

Т ож.IV кв.> Т пл.IV кв. /2.2./

 

где – Т ож.IV кв. плановый объем товарооборота IV отчетного года, руб.

Сумма оптового товарооборота рассчитывается на год с учетом необходимой рентабельности. Для этого определяется необходимая сумма прибыли для нужд предприятия (для реконструкции, обновления материально-технической базы). Так как предприятия должны платить налоги с прибыли надо рассчитать общую сумму прибыли.

 

Ппр х 100%

 Балансовая прибыль = 100% - % налога на прибыль /2.3./

 

Где Ппр – сумма прибыли для нужд предприятия

На основе данных анализа за прошлые годы определяется уровень рентабельности на планируемый год в % к товарообороту. Затем товарооборот на плановый год определяется как процентное отношение суммы балансовой прибыли к уровню рентабельности на планируемый год.

Например: прибыль для нужд предприятия на плановый год рассчитана в сумме 65 000 000 рублей. Налог на прибыль равен 35%. Прогнозируемый уровень рентабельности 5%. Необходимо определить сумму оптового товарооборота.

Балансовая прибыль = 65000000 + 35% = 100 млн рублей

ТО = (100 млн:5%) х 100% = 2000 млн рублей.

 

При планировании оптового товарооборота можно использовать опытно-статистический метод, то есть на основе данных анализа за несколько прошедших лет определяют средние темпы роста оптового товарооборота.

Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году:

 

Т п.г = (Тсопс х Т%)/100 /2.4/

 

где – Т п.г объем товарооборота на планируемый год, руб.;

Тсопс - объем сопоставимого товарооборота отчетного года, руб.;

Т% - среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %

Чтобы определить план складского товарооборота на год, надо по договорам поставки выяснить какую сумму составляет транзитный оплаченный. План складского оборота определяется как разница между планом оптового товарооборота и транзитным товарооборотом.

Планирование товарооборота по кварталам и месяцам. Динамика квартальных и месячных товарооборотов. Оптовой базы существенно отличается от годовых. Это проявляется прежде всего в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями. Сложное социально-экономическое явление представляет собой сезонность. Она непрерывно изменяется: смещаются периоды увеличения и уменьшения реализации, изменяется степень колеблемости сезонной волны. Для научного обоснованного расчета товарооборота по кварталам и месяцам необходимо изучать условия формирования сезонности в торговле и уметь ее прогнозировать.

В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляется анализ и прогнозирование квартальных и месячных объемов товарооборота. Рассмотрим несколько из них.

Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней.. при данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном (месячном) обороте не менее чем за 3 года. При этом не важно, в каких ценах (сопоставимых или фактических) ведутся расчеты, так как при данной методике влияние индекса цен нивелируется.

Рассмотрим последовательность расчетов на примере определения квартальных товарооборотов, так как расчет по месяцам осуществляется по аналогичной методике.

Сначала определяется среднеквартальный оборот за каждый год:

 

Т кв j =Тj/ 4 /2.6/

 

где Тквj – среднеквартальный товарооборот j-го года, руб.;

Тj – объем товарооборота j-го года, руб.

Далее рассчитываются сезонные колебания товарооборота по кварталам за каждый год и определяется их сумма:

 

Cij = (Tij/Тквj)100 /2.7/

 

Где Cij – сезонные колебания товарооборота i-го квартала j-го года, %;

Тij – товарооборот i-го картала j-го года, руб.

На основе указанных формул рассчитываем сезонные колебания товарооборота по кварталам (табл. № 2-1, 2-2)

 

Таблица № 2-1

Исходные данные для расчета сезонных колебаний товарооборота по кварталам (млн. руб) [[8]].

                     Годы Кварталы t + 2 t+ 3   t + 4
  II II IV 35,9 36,5 36,8 37,3 37,2 36,7 38,0 39,1 36,3 37,9 41,7 43,2
Tj 146,5 151,0 159,1
Tквj 36,6 37,8 39,8
       

 

Таблица № 2-2

Расчет сезонных колебаний товарооборота по кварталам (%)

Годы Кварталы t + 2 T+ 3   t + 4 ∑сi
I II II IV 98,1 99,7 100,5 101,9 98,4 97,1 100,5 103,4 91,2 95,2 104,8 108,5 287,7 292,0 305,8 313,8

 

В целях устранения влияния случайных факторов на основе рассчитанных сезонных колебаний определяются индексы сезонности товарооборота:

 

I сез.первi =∑сi/n /2.8/


где – I сез.первi первоначальный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %;

n – количество лет.

Сумма индексов сезонности товарооборота за четыре квартала должна быть равна 400,0 % (при отсутствии влияния сезонных факторов индекс сезонности каждого квартала равен 100,0%) если имеются отклонения от указанной величины, то в расчеты вводится коэффициент поправки:

 

Кn = 400/∑ I сез.первi, /2.9/

 

Где Кn – коэффициент поправки первоначальных индексов сезонности товарооборота.

Уточненные индексы сезонности товарооборота определяются по формуле:

 

I сез.ут i = I сез.первi х Кn /2.10/

 

где I сез.ут i -уточненный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %.

В таблице № 2-3 приведен пример расчета индексов сезонности товарооборота.

 

Таблица № 2-3

Расчет индексов сезонности товарооборота (%)

Кварталы

Сумма сезонных колебаний ∑сi

Индексы сезонности

I сез.первi I сез.ут i
I II II IV 287,7 292,0 305,8 313,8 95,9 97,3 101,9 104,6 95,9 97,4 102,0 104,7
- 399,7 400,0

 

Коэффицент поправки составляет:

 

Кn = 400,0 / 399,7 = 1,00075

 

Индекс сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.

Объем товарооборота по кварталам на планируемый год определяется умножением среднеквартального товарооборота планируемого года на уточненный индекс сезонности соответствующего квартала и делением на 100%:

 

Т кв.i n.r = T кв.n.r х I сез.ут i /100 /2.11/

 

где Т кв.i n.r - товарооборот i-го квартала планируемого года, руб.;

T кв.n.r - среднеквартальный товарооборот планируемого года, руб.

По оптовой базе на планируемый год имеем:

T Iкв.n.r = 165,2/4 = 41,3 (млн. руб.)

T IIкв.n.r = 41,3 х 95,9 /100 = 39,6

T IIIкв.n.r = 41,3 х 102,0 /100 = 42,1

T IVкв.n.r = 41,3 х 104,7 /100 = 43,3

Также для распределения оптового товарооборота по кварталам года можно использовать данные об удельном весе каждого квартала в годовом обороте за предыдущие годы.

Например - на основании данных за прошлые годы, установили, что в среднем удельный вес транзитного оборота составил 10,2% и ежегодно снижается на 0,2%. Товарооборот по кварталам года в предыдущие годы был распределен следующим образом на I квартал – 23%, на II квартал – 25%, на III – 27%, –на IV -? ТО = 2000 млн рублей. Необходимо определить складской оборот и определить товарооборот по кварталам года.

Алгоритм решения:

1) Удельный вес транзитного оборота в плановом году

10,2% - 0,2% = 10%

2) Сумма транзитного оборота (2000х10%):100%=200 млн.рублей

3) Складской оборот 2000-200 = 1800 млн. руб.

4) Распределение товарооборота по кварталам года:

I 1800 х 0,23 = 414 млн. рублей

II 1800 х 0,25 = 450 млн. рублей

III 1800 х 0,27 = 486 млн.рублей

IV 1800 х 0,25 = 450 млн. рублей.

В настоящее время при планировании структуры оптового товарооборота используются следующие методы планирования:

1) экономико-статистический,

2) основанный на расчете коэффициентов эластичности;

3) экономико-математического моделирования;

4) поэтапный.

Суть экономико-статистического метода планирования структуры товарооборота основывается на сглаживании удельных весов реализации отдельных товаров в общем объеме товарооборота за ряд лет.

Для планирования структуры товарооборота торгового предприятия может быть использован метод, основанный на расчете коэффициентов эластичности, отражающих изменение оборота по отдельным товарам в зависимости от изменения общего объема товарооборота:

 

Эi = ∆Тi/∆Т /2.12/

 

где Эi – коэффициент эластичности по i-му товару, %;

∆Тi – прирост товарооборота по i-тому товару в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %;

∆Т - прирост общего объема товарооборота в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется товарооборот по i-й товарной группе при изменении общего объема товарооборота торгового предприятия на 1%. Причем чем крупнее берутся товарные группы, тем надежнее расчеты.

Прирост товарооборота по товарным группам в планируемом году по сравнению с отчетным годом определяется путем умножения коэффициентов эластичности (Эi) на прирост объема товарооборота в целом по оптовой базе:

 

∆Тi.n.r = ∆Тn.r хЭi /2.12/

 

Расчетное значение товарооборота по i-й товарной группе на планируемый год составит:

 

Тi.n.r = Тi.o.r +(Тi.o.r х ∆Тn.r) /100 /2.13/

 

где Тi.n.r – товарооборот i-й товарной группы в планируемом году, руб;

Тi.o.r -товарооборот i-й товарной группы в отчетном году, руб;

∆Тn.r - прирост общего объема товарооборота оптовой базы в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %;

∆Тi.n.r - прирост товарооборота i-й товарной группы в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %;

В таблице № 2-4 приведены данные планирования структуры оптового товарооборота, которые рассчитаны по приведенным выше формулам.


Таблица № 2-4

Планирование структуры товарооборота оптовой базы[9]

Товарные группы Товарооборот предшествующего года, млн. руб Товарооборот отчетного года, млн. руб Прирост товарооборота в планируемом году, % (∆Тi) Коэффициент эластичности % (Эi) Прирост товарооборота, % (∆Тi.n.r) Товарооборот планируемого года, млн руб (Тi.n.r)
Ткани Одежда Трикотаж Обувь Галантерея Культовары Хозтовары Проч товары 10,4 43,9 13,3 15,0 12,7 18,9 15,7 21,1 10,9 46,0 13,8 16,3 13,2 20,5 16,9 21,5 3,38 3,38 2,66 6,12 2,74 5,97 5,36 1,33 0,89 0,89 0,70 1,61 0,722 1,57 1,41 0,35 4,8 4,8 3,8 8,7 3,9 8,5 7,6 1,9 11,3 47,6 14,2 17,3 13,6 21,7 17,7 21,8
Итого 151,0 159,1 3,8 - 5,4 165,2

 

Для расчета структуры товарооборота оптовой базы могут быть использованы различные экономико-математические модели, основными из которых являются трендовая, авторегрессивная и факторная, где в качестве фактора выступает общий объем товарооборота.

При нормировании товарных запасов используется несколько методов: опытно-статистический, экспертных оценок, технико-экономических расчетов, экономико-математические.

Опытно-статистический метод базируется на анализе фактически сложившегося уровня товарных запасов оптового предприятия.

В основе метода – личностная оценка состояния запасов в прошлом и субъективное понимание перспектив их развития. Достоинство метода – быстрота и малая трудоемкость. Недостатки заключены в человеческом факторе (опыт, знания экономиста, трудности безошибочной обработки большого количества информации).

Методы экспертных оценок применяются в том случае, когда нет достаточной информации, рынок товара мало изучен.

Сущность метода технико-экономических расчетов состоит в определении норматива. Исходная формула норматива слагается из времени на приемку и подготовку товара к продаже, рабочего запаса, запаса пополнения и страхового запаса.

Экономико-математические методы нормирования товарных запасов все более широко применяются в управлении запасами оптовой торговли.

Простейший метод, применяемый для нахождения норматива запаса в сумме или в днях – метод экстраполяции, который переносит темпы изменения показателя, сложившиеся в прошлом, на будущее.

Наилучшие результаты этот метод дает, если период наблюдения достаточно длительный – три-четыре года.

Формула экстраполяции по данным четырех лет на пятый имеет вид:

 

У5 = 0,5(2У4+У3-У1) /2.14/

 

где У – уровень запасов соответствующего года

Для расчета требуются данные об уровне запасов (в сумме, днях, % к товарообороту) четвертого, третьего и первых годов. Данная формула может применяться для прикидочных расчетов и с использованием данных поквартальных запасов.

При планировании оптового товарооборота необходимо на завершающем этапе спланировать товарное обеспечение. Общий объем товарных ресурсов, требующийся на плановый период, равен величине транзитного оборота плюс объем складского оборота с учетом изменения товарных запасов в начале и в конце планового периода:

 

П = О тран + О скл + (Зк –Зн) +В /2.18/


где П – объем ресурсов товаров на базе в плановых периодах;

О тран - транзитный оптовый оборот

О скл – складской оптовый оборот;

Зк, Зн – запасы на конец и начало планового периода;

В – выбытие товаров.

Планирование поступления рассчитывается в целом, по отдельным поставкам и по товарным группам.

Итак, оптовая торговля – это продажа крупными партиями предметов материально-технического оснащения, сырья (для предприятий легкой и пищевой промышленности), товаров потребления предприятиям и организациям для переработки или перепродажи. Для оптовой торговли характерны два основных признака, отличающих ее от розничной:

1) продажа товаров, сырья, материалов крупными партиями организациям и предприятиям;

2) продажа для последующей переработки или перепродажи.

Главной функцией оптового предприятия является продажа товара покупателям, следовательно, объем этих продаж, или оптовый товарооборот, характеризует объем деятельности предприятия в целом.

Оптовая реализация может производиться со склада предприятия или минуя склад, непосредственно в адрес покупателя.

Объем оптовой продажи со склада называется складским товарооборотом, а без завоза на склад – транзитным товарооборотом.

Сумма складского и транзитного товарооборота составляет общий, или валовой, товарооборот оптового предприятия.

Общий оптовый товарооборот представляет собой совокупный объем продажи товаров производственным и торговым предприятиям, а также посредниками другим предприятиям и юридическим лицам для последующей реализации населению или для производственного потребления.

Экономический анализ, планирование и прогнозирование показателей оптового предприятия – товарооборота, валового дохода, издержек обращения, балансовой прибыли – аналогичен экономическому анализу и планированию показателей розничного предприятия.

Анализ оптового товарооборота позволяет торговым предприятиям определить, в какой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен ли спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они обоснованы, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота. Выводы и обобщения имеют важное значение для разработки прогноза продажи товаров.

Оптовые базы самостоятельно составляют планы складского и транзитного товарооборота, определяют структуру товарооборота, размер товарных запасов.

Оптовые предприятия составляют план товарооборота самостоятельно на год с поквартальной разбивкой, а затем уточняют план товарооборота на каждый месяц квартала

Процесс планирования оптового товарооборота, это сложный, последовательный, многоэтапный процесс, стадии которого закономерно следуют одна из другой, и все они взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь. Из изученного материала видно, что на величину товарооборота оказывает влияние большое количество различных факторов: колебания спроса, уровень инфляции, стабильность и размеры денежных доходов населения и др.

В процессе разработки планов торгового предприятия используются специфические методы, которые соответствуют задачам, целям и особенностям планирования. Методы планирования представляют собой конкретные способы и приемы экономических расчетов, применяемые при разработке отдельных разделов и показателей плана, их координации и увязке

В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляется анализ и прогнозирование товарооборота: экономико-математические, экономико-статистические, нормативные и др.

 

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: