Конфликты в педагогическом общении и их преодоление

При подготовке реферата необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Понятие конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов общения, как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.

2. Соотношение понятий "противоречие" и "конфликт".

3. Социальная роль конфликтов (конфликты с функциональными последствиями и конфликты с дисфункциональными последствиями).

4. Причины возникновения конфликтов в педагогическом общении (конфликтогены).

5. Виды конфликтов по объему (внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой, межгрупповые), по длительности протекания (кратковременные и затяжные), по степени влияния ("лихорадящие" и разрушительные), по источнику возникновения (объективно обусловленные и субъективно обусловленные).

7.Типы конфликтных личностей.

8. Этапы и способы разрешения межличностных конфликтов (признание наличия конфликта; договоренность о процедуре его обсуждения; создание атмосферы сотрудничества и лояльности; определение сути конфликта; оценка возможных вариантов решения проблемы; сосредоточенность на интересах, а не на позициях сторон и др.).

9. Способы сохранения самообладания во время конфликта.

 

Методические рекомендации

При подготовке к реферату особое внимание следует уделить следующим аспектам:

  1. Конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов общения, как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.

– Соотношение понятий "противоречие" и "конфликт".

–  Социальная роль конфликтов (конфликты с функциональными последствиями и конфликты с дисфункциональными последствиями).

– Причины возникновения конфликтов в речевом общении (конфликтогены).

– Типы конфликтогенных действий.

– Виды конфликтов по объему (внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой, межгрупповые), по длительности протекания (кратковременные и затяжные), по степени влияния ("лихорадящие" и разрушительные), по источнику возникновения (объективно обусловленные и субъективно обусловленные).

– Типы конфликтных личностей.

–  Этапы и способы разрешения межличностных конфликтов (признание наличия конфликта; договоренность о процедуре его обсуждения; создание атмосферы сотрудничества и лояльности; определение сути конфликта; оценка возможных вариантов решения проблемы; сосредоточенность на интересах, а не на позициях сторон и др.).

2.Разновидности конфликта

– Разновидности конфликта в зависимости от сферы его проявления.

– Разновидности конфликта по степени длительности и напряженности.

– Разновидности конфликта по количеству субъектов конфликтного взаимодействия.

– Разновидности конфликта с точки зрения его продуктивности (результативности).

3.Основные модели поведения личности в конфликте.

– Конструктивная  модель поведения личности в конфликте.

– Деструктивная  модель поведения личности в конфликте.

– Конформистская модель поведения личности в конфликте.

2.4 Стратегии поведения участников конфликта в той или иной конфликтной ситуации.

– Стратегия принуждения.

– Стратегия ухода.

– Стратегия уступки.

–  Стратегия компромисса.

– Стратегия сотрудничества.

4. Эффективные технологии речевого поведения в конфликте (речевые приемы и тактики эффективного поведения в конфликте)

– Тактика обманутого ожидания и соответствующие ей речевые приемы.

– Тактика бесконечного уточнения и соответствующие ей речевые приемы.

–  Тактика информационного диалога и соответствующие ей речевые приемы.

– Тактика отказа или отсрочки ответа и соответствующие этой тактике речевые приемы.

– Тактика внешнего согласия и соответствующие ей речевые приемы.

– Тактика «испорченной пластинки» и соответствующие этой тактике речевые приемы.

– Тактика «защиты личных прав адресата» и соответствующие этой тактике речевые приемы.

– Тактика конструктивной критики и соответствующие этой тактике речевые приемы.

– Тактика цивилизованной конфронтации и соответствующие этой тактике речевые приемы.

– Тактика перевода конфликтогенного высказывания в юмористическое и соответствующие этой тактике речевые приемы.

Основная литература при подготовке к реферату: Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Метод. пособие для педагогов-психологов. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999; Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. М.: Российское Пед. агентство, 1995; Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Ростов н/Д.: Феникс, 1998; Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990; Кузнецова А.А. Коммуникативный конфликт // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А.П. Сковородникова. Члены редколлегии: Г.А. Копнина, Л.В. Куликова, О.В. Фельде, Б.Я. Шарифуллин, М.А. Южанникова. Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2012. С. 248; Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991; Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Беларуская навука, 1998.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: