Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками.
К числу средств обучения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе учебного процесса, которые могут повысить эффективность учебного процесса и сократить время на достижение поставленных перед участниками учебного процесса целей.
Функции средств обучения
К числу основных функций можно отнести:
· познавательную: средства обучения гарантируют передачу более полного и точного представления о существующей действительности, позволяют облегчить ученику процесс понятия, осмысления и запоминания фактов и закономерностей, делают наглядными и понятными явления и объекты, которые недоступны для наблюдения в реальной жизни;
· формирующую: с помощью средств обучения учащиеся могут развивать свои познавательные возможности, психологическую сферу, волю;
· дидактическую: средства обучения являются принципиальными источниками знаний и умений, упрощают процесс усвоения учебного материала, стимулируют познавательную активность.
|
|
Классификация средств обучения
Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:
· по характеру воздействия на ученика:
o визуальные: слайды, карты, макеты, наглядные пособия, диафильмы;
o аудиальные: аудиозаписи;
o аудиовизуальные: видеозаписи, ИКТ-презентации;
· по степени трудности:
o средний уровень: учебники по предметам, печатные учебные пособия, объемные модели, изображения;
o высокая сложность: компьютер, лингафонный кабинет, механические визуальные средства;
· по происхождению:
o естественные: предметы, взятые из живой природы;
o символические: они представляют действительность при помощи символов и знаков;
o технические визуальные и аудиовизуальные средства.