Саудовская Аравия полвека спустя

 

Спустя более чем 50 лет после путешествия Йоргена Бича Саудовская Аравиядо сих пор остается одной из самых закрытых стран в мире. Как и всередине прошлого века, здесь крайне не приветствуется фотография, аправа женщин так и не вышли за пределы заборов частных домов. Разве чтоо рабстве стало меньше слышно, да перестали рубить публично головы.

Книга «За аравийской чадрой» — это довольно редкое издание, совершенноневероятным образом выпущенное редакцией географической литературы СССРв 1966 году средним тиражом 30 тысяч экземпляров. Сейчас книгу в продаженайти непросто. Нет также никакой электронной версии. Более того: даже взарубежном Интернете книгу можно найти только в антикварных лавках, аупоминается она крайне редко. Скромная информация о самом Йоргане естьтолько на датском языке. Немыслимо, что настолько редкая вещь быланайдена и издана в Советском Союзе. Цензура порой являла чудеса.

Автор этих строк обнаружил книгу случайно, когда мечтал попасть вСаудовскую Аравию. Уже после поездки книга была утеряна. Затем, вновь послучайности, на руки попался второй экземпляр, и было принято решениевыпустить его для всех.

Читатель, которого интересует сегодняшнее положение дел в СаудовскойАравии, наверняка будет рад прочесть подборку из 5 рассказов осовременной жизни в Королевстве. Из первых рук, от автора цифровойверсии книги и этих строк.

Рассказ о современной Саудовской Аравии читайте на сайте АндреяМаркелова: www.andrewmarcus.ru.

 

Послесловие

 

Известный датский писатель Йорген Бич путешествовал по Аравийскомуполуострову. Он проник туда, куда редко попадали европейцы. Обо всемувиденном и пережитом он рассказал в своей книге «За аравийской чадрой».

В странах Ближнего Востока наряду с обычным для нас летосчислением «отрождества Христова» принят и так называемый мусульманский лунныйкалендарь. Ведя счет с момента «переселения» основоположника исламаМухаммеда из Мекки в Медину, он урезывает нашу эру почти на шесть веков.Так, например, 1966 год — это год 1386-й. И вот, знакомясь сегодня сомногими сторонами социальной и общественной жизни Саудовской Аравии ианглийских владений аравийского Юга, невольно задумываешься: неотносятся ли эти факты просто-напросто к концу четырнадцатого века?Рабовладение и торговля рабами, «нецивилизованные» методы казни инаказаний, средневековый фанатизм и сказочные дворцы, вопиющее бесправиеженщин и гаремы — все это не укладывается в наше представление осовременности.

Но тем не менее это так. Приведенные автором факты правдивы. До 1962года Саудовская Аравия была едва ли не единственной страной мира, гдерабство не подвергалось даже формальному запрету.

В 1938 году в жизни Саудовской Аравии произошло весьма важное событие.На востоке страны, в районе Дахрана, в сорока километрах от Персидскогозалива, забил первый нефтяной фонтан. Эксплуатация саудовской нефтистала приносить огромные прибыли империалистическим монополиям.Громадные доходы начали поступать в казну короля Ибн-Сауда,предоставившего иностранным компаниям концессию на добычу нефти срокомна шестьдесят шесть лет (до 1999 года). Эти средства обогатили правящуюверхушку страны во главе с королевской семьей, султанов, шейхов, но малочто изменили в облике страны, быте и жизненном уровне ее населения. Лишьнепосредственно в районе добычи нефти вырос большой современный городДахран и начали возникать некоторые промышленные предприятия, сталзарождаться саудийский рабочий класс.

Да, это не средневековье. И чем больше мы знакомимся с книгой ЙоргенаБича, тем больше убеждаемся в этом. Кондиционирование воздуха в отеляхДжидды и Эр-Рияда, молитвы с магнитофонной ленты, школа для девочек «Дарэль-Ханан», современнейшее оборудование на нефтеперерабатывающем заводеи роскошные «кадиллаки» у шейхов возвращают нас из четырнадцатого века всередину двадцатого.

Однако работорговля не исчезла. Буржуазные ученые-арабисты ЭмильЛенгиель (в книге «Изменяющийся Средний Восток») и Липский (в книге«Саудовская Аравия») справедливо указывали на то обстоятельство, чторосту работорговли в Саудовской Аравии, увеличению спроса и цены нарабов самым непосредственным образом способствовали концессионныеотчисления за эксплуатацию саудийской нефти. Английский ученый Филби всвоей книге «40 лет в пустыне» отмечает, что молодая девушка для гаремастоила в тридцатых годах от 225 до 490 долларов, а в начале шестидесятыхгодов — 1200—2000 долларов.

Главным клиентом работорговцев постоянно была королевская семья,расходовавшая на покупку рабов большую часть своих доходов, поступавшихот иностранных нефтяных компании и паломничества.

Йорген Бич рассказывает, что жертвами работорговли оказывались многиепаломники, стремившиеся выполнить один из главных догматов ислама —совершить хадж к святым местам Мекки и Медины, чтобы поцеловать в мечетиБейт аллах «священный» черный камень, который, по преданию, должензаговорить в день Страшного суда.

Влекомые слепой верой в очищающую и животворную силу святых мест, онипускались в длительное и трудное путешествие и нередко вынуждены былинавсегда остаться в стране, где король носит титул «Хранитель святыхмест ислама», причем остаться там на положении рабов (людских, а небожьих!).

Посетить Мекку удалось нескольким смельчакам — немусульманам. При этомони подвергались опасности в случае разоблачения быть растерзаннымивозмущенной толпой правоверных паломников или в лучшем случае бытьприговоренными к пятилетнему тюремному заключению и большому денежномуштрафу. Вообще в Саудовской Аравии атрибуты религии охраняются отприкосновения и взоров немусульман более ревностно, чем в любой другоймусульманской стране. Специальная Лига охраны веры и нравственностиимеет там даже свою так называемую мусульманскую полицию, о которойупоминает Йорген Бич.

В ноябре 1962 года (уже после выхода в свет книги «За аравийскойчадрой») правительство Саудовской Аравии объявило об отмене рабства,причем рабы должны быть выкуплены у их хозяев. Выделенные государствомсредства для компенсации владельцам позволили на протяжении первого годапосле «реформы» дать свободу лишь 1682 рабам. Количество людей,пребывавших в рабстве в ноябре 1962 года, определить очень трудно. Наэтот счет назывались цифры от 10 тысяч до 500 тысяч человек. Так илииначе, рабство фактически далеко не упразднили, и этот процесс можетоказаться трудным и длительным в условиях феодально-монархическогорежима и средневековых традиций Саудовской Аравии, где участь рабанередко кажется даже завидной для многих и многих обездоленных людей,нищенствующих на свободе.

«Сбросит ли Саудовская Аравия чадру?» — задается Йорген Бич вопросом вконце своей книги. Автор не отвечает прямо на этот вопрос, но вдостаточной мере показывает, что в стране растут прогрессивные силы,которые способны вывести ее на путь ликвидации феодальных пережитков,способны к преодолению ее вековой отсталости.

Резкое противопоставление Сауда и Фейсала, сделанное Йоргеном Бичем напоследних страницах книги, вполне правомерно. Однако сразу следуетоговориться: дело в данном случае не может быть объяснено просто разнымискладами характеров и взглядов двух братьев. Безусловно, что Фейсалявляется выразителем политических устремлений той части правящейверхушки Саудовской Аравии, которая имеет более четкое понятие времени,считает полное сохранение существующего положения немыслимым и готоваотрешиться от некоторых пережитков саудийской общественно-политическойжизни во имя предотвращения социальных взрывов. При этом она стремитсяперехватить инициативу у тех нарождающихся в стране сил, которыеспособны к решительным действиям с целью более глубоких преобразований.

История политической борьбы между Фейсалом и Саудом восходит фактическик 1953 году, то есть к тому моменту, когда после смерти Ибн-Сауда одиниз братьев получил престол, а другой — титул наследного принца. Какправило, эта борьба не принимала формы открытого соперничества. Одним изглавных пунктов их разногласий были образ жизни и манера поведениячленов королевской семьи. Фейсал приложил немало усилий для сокращениярасходов королевской семьи, размеры которых в условиях абсолютноймонархии определяются на семейном совете. Так, стараниями Фейсала впоследние годы правления Сауда доходы короля и принцев были сокращеныпочти в три раза — с 40 до 15 миллионов долларов в год.

В области внешней политики одним из главных требований Фейсала былосближение с «великим движением арабского национализма», отдаляясь откоторого Саудовская Аравия значительно ослабляет свои позиции.

Однако недовольство многих членов королевской семьи и дворцовых круговпротив Фейсала все больше росло. Они были возмущены проводимой имполитикой экономии государственных средств. В декабре 1960 годапроизошел «семейный государственный переворот» и Фейсал был устранен совсех занимаемых им постов. Именно этот исторический момент и вызвал уЙоргена Бича прилив пессимизма, что нашло свое отражение в последнейфразе книги. Но примерно к 1962 году соотношение сил изменилось в пользуФейсала, в марте 1962 года он вновь стал премьер-министром, а к весне1964 года король Сауд был лишен даже формального права подписыватьдекреты. Наконец 2 ноября 1964 года радио Мекки передало официальноесообщение о том, что королем Саудовской Аравии провозглашен Фейсалибн-Абдель Азиз.

Проводимые Фейсалом реформы направлены на некоторое развитие в странеобразования и создание известных предпосылок для общегосоциально-экономического развития страны. Эти реформы вызывают активноесопротивление со стороны реакционных феодальных и религиозных кругов.

Поступление концессионных платежей в руки правящей верхушки страныслужит базой сохранения и укрепления реакционногофеодально-монархического режима Саудовской Аравии. Одним из главныхпрепятствий на пути социального прогресса Саудовской Аравии являетсяориентация на Соединенные Штаты.

Охватившее весь мир национально-освободительное движение уже затронуло иотдаленные уголки Аравийского полуострова. Не далек тот день, когдаАнглии придется выполнить решения ООН, принятые в июле 1963 г., опредоставлении независимости Южной Аравии и о ликвидации военной базы вАдене. Крушение феодальных устоев в Йемене, развертывание вооруженнойборьбы в южных районах Аравийского полуострова наглядно свидетельствуюто том, что зреют силы, способные вести решительные действия за глубокиесоциальные преобразования. Растущий рабочий класс составляет их надежнуюопору. Эти силы не попали в объектив Йоргена Бича, но будущее страныпринадлежит им.

Кандидат экономических наук А.Солоницкий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: