Александр Исаевич Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»

Александр Исаевич Солженицын — русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный деятель, на долю которого выпала нелёгкая судьба. Предки писателя по отцовской линии – крестьяне. Отец — Исаакий Семёнович получил университетское образование, в Первую мировую войну ушёл добровольцем на фронт. Вернувшись с войны, был смертельно ранен на охоте и умер за полгода до рождения сына. Мать, Таисия Захаровна, происходила из семьи богатого кубанского землевладельца. Александр Исаевич родился в Кисловодске. В 1924 году вместе с матерью переехал в Ростов-на-Дону. Пятнадцать лет они ютились по углам, снимали комнаты в гнилых избушках. Собственное жилье, которое они наконец получили, было частью перестроенной конюшни. Матери было сложно устроиться на работу: ей ставили в вину социальное происхождение – дочь богатого землевладельца, кулака. Она умерла во время Великой Отечественной войны, когда сын был на фронте. В 1941 году Солженицын окончил физико-математический факультет Ростовского университета. Ещё раньше, в 1939 году, он поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и искусства. Окончить этот институт ему не дала война. После обучения в артиллерийском училище в Костроме в конце 1942 года будущий писатель был отправлен на фронт и назначен командиром батареи звуковой разведки. Солженицын прошёл боевой путь от Орла до Восточной Пруссии, получил звание капитана, был награжден орденами. В конце января 1945 года он вывел батарею из окружения. Командование высоко ценило храбрость и воинское мастерство Александра Исаевича. Казалось, ничто не предвещало катастрофы. Но 9 февраля 1945 года его арестовали: военная цензура обратила внимание на переписку Солженицына с его другом. Там содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков, говорилось о лживости советской литературы. Солженицына осудили на восемь лет лагерей и вечную ссылку. Отбывал он срок в Новом Иерусалиме под Москвой, потом на строительстве жилого дома в Москве. Затем – в секретном научно-исследовательском институте в Подмосковье, где работали заключенные в так называемой «шарашке». С 1950 по 1953 год он находился в лагере в Казахстане, был на общих – самых тяжёлых – лагерных работах. Срок заключения окончился в феврале 1953 года, и недавний узник стал преподавать математику в районном центре Казахстана. Так началась бессрочная ссылка, длившаяся три года. 6 февраля 1956 года Верховный суд Советского Союза освободил Александра Исаевича от ссылки, а через год объявил его полностью невиновным. В 1956 году Солженицын переселился в Россию – в небольшой поселок в Рязанской области, где работал учителем. Через год он обосновался в Рязани. В годы ссылки и преподавания в Рязани Солженицын работал над романом «В круге первом» и над «художественным исследованием» «Архипелаг ГУЛАГ», не надеясь на их публикацию. Ещё в лагере у Солженицына обнаружили раковое заболевание, и 12 февраля 1952 года ему была сделана операция. Во время ссылки Солженицын дважды лечился в Ташкентском онкологическом диспансере, использовал различные целебные растения. Вопреки ожиданиям медиков, опухоль исчезла. В своем исцелении Солженицын усмотрел проявление божественной воли – повеление рассказать миру о советских тюрьмах и лагерях, открыть истину тем, кто ничего не знает об этом или не хочет знать. Первые сохранившиеся произведения Солженицын написал в лагере. Это были стихотворения и сатирическая пьеса. Зимой 1950 – 1951 года писатель задумал рассказ об одном дне заключенного. В 1959 году была написана повесть и названа «Щ- 854 (Один день одного зэка)». Позднее рассказ был переименован в «Один день Ивана Денисовича» и опубликован в 1962 году. Спустя несколько месяцев в журнале «Новый мир» (в 1963 году) был напечатан ещё один рассказ Солженицына – «Матренин двор». Он, как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен». Главная героиня рассказа – Матрена Тимофеевна – напоминает знакомую писателя, у которой Солженицын жил во время ссылки. Повествование ведется от первого лица – Игнатича, который возвращается в Европейскую Россию из дальней ссылки: «Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России — если такая где-то была, жила». Рассказчик находит эту нетронутую Россию в деревне Тальново. Неприглядная правда жизни разрушает его надежды: колхозники недоброжелательны друг другу и корыстны. Но в этом беспросветном, постылом мире Игнатич находит праведницу – крестьянку Матрёну. Она – человек не от мира сего. Её имущество — колченогая кошка и коза. Дети Матрёны умерли во младенчестве. В Великую Отечественную войну без вести пропал муж. Ей долго не оформляют за него пенсию. И всё же Матрёна не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Матрёна у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Её жизнь подобна жизни святой, её дом, как ковчег библейского праведника Ноя, спасает её саму и Игнатича от зла людского. Матрёна служит другим, всегда готова поделиться последним. Односельчане используют Матрёну, не понимая её утаённой святости, считая её просто неумной. Житие святой должно заканчиваться счастливой смертью, соединяющей её с Богом. Однако смерть Матрены горькая и нелепая. Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей, принуждает Матрёну отдать ему её горницу. Чувствуя свою вину перед Фаддеем за то, что вышла замуж не за него, да и просто не умея отказать людям, Матрёна сама помогает перевезти дом. Потеря горницы и внезапная пропажа кошки предвещают гибель Матрёны. На железнодорожном переезде Матрёна попадает под поезд. Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила. В 1963 – 1966 годах в «Новом мире» были опубликованы ещё три рассказа Солженицына. После 1966 года сочинения писателя не печатались на родине более двадцати лет. В середине 60-х годов, когда власть не желала больше вспоминать о репрессиях сталинского времени, в Солженицыне стали видеть опасного противника. Его перестают печатать, а публицистические статьи Солженицына расходятся в рукописях. Он распространяет открытые письма с протестами против нарушений прав человека, преследований инакомыслящих в Советском Союзе. В ноябре 1969 года Солженицына исключают из Союза писателей. В 1970 году Солженицын становится лауреатом самой авторитетной международной премии – Нобелевской. Это событие, а также выход на Западе части «Архипелага ГУЛАГа» привели к усилению преследований писателя. Его обвиняют в предательстве интересов Родины, в симпатиях к фашизму, именовали клеветником. 12 февраля 1974 года Солженицын был арестован и спустя сутки выслан из Советского Союза в западную Германию. Вскоре писатель поселился в Швейцарии, а в 1976 году переехал в американский штат Вермонт. В эмиграции писатель напряженно работает над произведением «Красное колесо», посвященным предреволюционным годам России. Солженицын говорил, что вернётся на родину лишь тогда, когда туда вернутся его книги, когда будет напечатан «Архипелаг ГУЛАГ». К началу 90-х годов в России были изданы все главные произведения писателя, и в мае 1994 года Солженицын вернулся на родину. В последние годы жизни писатель выступает в газетах и на телевидении, пишет книгу воспоминаний, критично отзывается об экономических реформах в России. Он размышляет о необходимости возрождения русского национального самосознания, о возвращении к традициям. Солженицын, наверное, последний русский писатель, соединивший дар писателя и призвание проповедника. Единственный высший смысл своей жизни он выразил в нескольких словах: «Я пишу правду о русской истории».    

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: