Юрий Живаго – представитель русской интеллигенции. Причем он – интеллигент и по духовной жизни – поэт от Бога, и по профессии милосердной, человеколюбивой – врач.
Юрий Живаго созерцатель, а не преобразователь. Как врач, он ставит диагноз, способен предугадать ход вещей, но не желает вмешиваться в них и лечить. Видимая пассивность героя и даже фатализм в романе очевидны. Герой, не переделывая мир, почти не приспосабливаясь к нему внешне, внутренне свободен, и остается собой (пример: партизанский отряд).
Обилие случайностей в жизни (в романе случай – это материализованное «чудо») имеет высший смысл. В жизни все предопределено (фатализм), кроме нравственного выбора человека, отстаивающего свою свободу духа. В этом близость романа «Доктор Живаго» и «Мастер и Маргарита».
Воланд – Маргарите: «Никогда и ни о чем не просите у сильных мира сего: сами придут и сами дадут вам».
Юрий Андреевич много размышлял над историей:
«Из средства раскрепощения революция превращается в конечную цель, вытесняя все другие проявления жизни. Тема насильственного насаждения счастья близка Достоевскому. Перерождение революции начинается в тот момент, когда человек вмешивается в историю, пытается подчинить ее своим представлениям. Это равносильно, что вмешаться в саму природу».
|
|
Антипод Юрия Живаго – Павел Антипов – «гений самоограничения», как называл его Живаго. Он предельно рационален во всем (математик, физик). Из тех, кто сделал самого себя, а теперь пытается подчинить мир. Меняет фамилию, начинает жизнь с чистого листа, отказавшись оттого, что дано было судьбой. Он пытается делать историю и становится жертвой этой истории. Самоубийство – последняя попытка противостоять судьбе. Пастернак отказывается от такого пути.
И вот финал романа. Юрий не отпустился духовно, как это кажется внешнее. Его жизнь в последние годы – это отказ от конформизма, приспособленчества. Друзья его не понимают, они изменились. Третья женщина в судьбе Юрия – Марина – из новой советской интеллигенции. Все женщины (Тоня, Лара) не отменяют друг друга, а входит в его жизнь как неизбежное, занимая свое место.
Наделив героя романа поэтическим даром, Пастернак отдал ему самое дорогое, чем обладал сам, – свою позицию. В стихах торжествует жизнь. Любовь, соединение двоих помогает присоединиться к вечному движению жизни, к ее настоящему и будущему, обратиться «оттуда» к людям живым.
Герой романа вспоминает свечу за московским окном, где была та, которую он потом полюбил. Свеча – точка притяжения для человеческой души, источник света, ставший вечным. Повтор звучит, как заклинание для героя. Противостоять судьбе невозможно. Ее тени присутствуют везде.
|
|
Все терялось в снежной мгле… но человек не потерян в мире, если есть любовь.
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня. А.Блок, 1906г.
В стихах речь идет о праздновании вербной недели – начале весны (обновления, на что надеялся народ после войны). Название «Мальчики идевочки» будет изменено, но тема воскресения и вечной жизни будет звучать в фамилии героя романа. Эта тема открыта в его стихах: образ свечи – один из центральных его символов. Один из вариантов названия «Свеча горела».
В романе «Доктор Живаго» Пастернак стремился осмыслить проблему русской интеллигенции, привыкшей к мысли о самостоятельной ценности каждого мыслящего человека, интеллигенции, которая отшатнулась от искажений и извращений идеи, а не от самой идеи.
В «Стихотворениях Юрия Живаго» завершается осмысление центральной проблемы романа – проблемы бессмертия. Здесь утверждается мысль, заключённая в фамилии героя: Живаго, живой, живящий, бессмертный.
«Смерти не будет» – убеждённость, выраженная в этом первоначально предполагаемом названии романа, пронизывает весь цикл стихов, который назван в заключении «Книгой жизни».