Экзамены и зачеты как главные формы контроля усвоения знаний студентов. Критерии оценки знаний

Экзамены и зачеты - важнейшая форма учебной работы в вузе и основная форма контроля усвоения знаний студентов.

Главное подспорье в подготовке к экзамену (зачету) - конспект лекций, сделанный студентом во время лекционных занятий. Он является основным путеводителем по курсу, подробной программой, указывающей последовательность освоения тем учебной дисциплины.

Другим важнейшим материалом для подготовки к экзамену (зачету) является комплекс учебно-методической литературы: учебники, учебные и методические пособия. Следует заранее подобрать в библиотеке нужные учебные издания. Можно сравнить изложение учебного материала в разных пособиях и выбрать те из них, в которых сложные теоретические вопросы объясняются, на взгляд студента, наиболее доступно.

Однако необходимо учитывать, что учебники довольно быстро устаревают, так как издаются и переиздаются недостаточно часто. Поэтому конспекты лекций иногда содержат такие материалы, которых нет ни в одном учебнике. В значительной степени актуализируют учебный материал дополнительные источники, рекомендуемые преподавателем: статьи из периодических и продолжающихся изданий, новейшие практические руководства, электронные ресурсы и т.д. Их в обязательном порядке следует привлекать при подготовке к экзамену (зачету).

Экзамены и зачеты - серьезное испытание для студентов, как в психологическом, так и в физиологическом плане, поэтому подготовка к ним включает в себя и соблюдение некоторых полезных правил, помогающих правильно настроиться на преодоление данного испытания.

При всем стремлении к отличной подготовке к экзамену не следует забывать о необходимости нормального отдыха, сна, питания. Перед экзаменом надо обязательно хорошо выспаться. Завтрак перед экзаменом должен быть неплотным, но калорийным. Испытание, подобное экзамену (зачету), всегда сопровождается волнением, нервным напряжением. Это неприятное состояние - серьезная помеха для отличного ответа. Тем не менее, не следует применять какие-либо лекарственные препараты (успокоительные или возбуждающие), они, напротив, могут усугубить это состояние. Избежать излишнего волнения можно с помощью самовнушения, занятий аутогенной тренировкой (аутотренингом).

При подготовке к ответу на экзамене необходимо:

- продумать содержание экзаменационного вопроса, уточнить круг проблем, требующих раскрытия;

- выработать структуру ответа на вопрос, способствующую его наиболее полному и логичному освещению;

- уделить особое внимание фактологической стороне вопроса и его хронологии;

- выделить (если таковые имеются) дискуссионные проблемы в рамках изучаемого вопроса, определить основных участников дискуссий, особенности их теоретико-методологических подходов к трактовке данного вопроса, характер аргументации;

- при подготовке к экзамену целесообразно разработать в соответствии с определенной структурой проблемы краткий план-конспект ответа, включающий основные необходимые сведения.

Следует ценить время экзаменатора и не стараться поразить его энциклопедичностью своих знаний, начиная ответ издалека. Необходимо сразу переходить к основному содержанию и стараться изложить суть вопроса в четких и емких по смыслу фразах. Нужно обязательно отметить научное и практическое значение рассматриваемого вопроса, дать определения ключевых понятий, привести практические примеры, иллюстрирующие теоретические положения.

Отличный ответ - краткий ответ. Не владеющий материалом студент просто не может ответить на вопрос лаконично, так как не в состоянии отделить главное от второстепенного (долго отвечают только слабо подготовленные студенты). Закончив ответ, студент должен быть готов ответить на дополнительные вопросы преподавателя.

Критерии оценки знаний студентов на экзамене и зачете различны. На зачете студентам выставляется, как правило, недифференцированная оценка: «зачтено» или «не зачтено». На экзамене качество знаний студентов определяется и фиксируется с использованием дифференцированной системы оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее и глубокое знание учебно-программного материала, успешно усвоивший основную и дополнительную литературу по курсу. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, проявившим активность в процессе учебной работы по курсу и творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, усвоивший основную литературу по курсу. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по курсу и способным к их самостоятельному пополнению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, знакомый с основной литературой по курсу. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в ответах на контрольные вопросы по курсу, не ориентирующемуся в основной литературе по дисциплине.

При оценке знаний студентов на экзамене обязательно учитывается степень активности, характер и результаты всей совокупной работы студентов по усвоению курса, в том числе и оценка работы студентов на семинарских и лабораторно-практических занятиях, оценка выполнения контрольной и курсовой (при ее наличии) работы, оценка за рубежное тестирование и т.д.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: