Методика устных выступлений на семинаре

С первых же занятий в вузе студенту необходимо овладевать основами публичного выступления с научным текстом. Прежде всего, эти умения следует вырабатывать и применять в процессе устных выступлений на семинарских занятиях. В дальнейшем методику речевого (ораторского) искусства необходимо развивать для многих других видов устных выступлений, используемых в учебной деятельности: докладов и сообщений на научных конференциях, дискуссиях, «круглых столах», предзащите и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ и т.д. (Более подробно методика устных выступлений рассматривается в Теме 4 настоящего учебного пособия).

Главная задача выступающего на семинаре - раскрыть суть излагаемого вопроса, предмета, проблемы. В устном докладе содержание вопроса необходимо излагать по возможности короткими, четкими фразами. Мысли должны быть ясно выраженными, без усложнения излишними эпитетами, придаточными предложениями, деепричастными оборотами, длинными перечислениями. Слишком сложные грамматические конструкции затрудняют восприятие устной информации слушателями, снижают их внимание.

Если студент основательно подготовлен к семинару и хорошо владеет материалом, можно излагать содержание вопроса своими словами, не по конспекту. Если же чувствуется неуверенность или обнаруживается недостаток времени для устного изложения, лучше доклад читать по подготовленному тексту. Оптимальный вариант - комбинирование свободной речи и чтения основных положений по конспекту.

Не следует превышать установленного для доклада отрезка времени - как правило, это 8-10 минут. Заранее надо провести хронометраж своего выступления и, при нехватке времени, отсечь все второстепенное. (Хронометраж выступления удобно делать по диктофонной записи. Дефекты собственного выступления особенно заметны, когда человек слышит себя «со стороны»). Желание дать максимум информации в ограниченное время приводит к спешке; выступление оказывается смазанным, недоходчивым, аудитория его плохо воспринимает, в результате чего теряет интерес и к выступающему, и к его речи.

Любое устное выступление, так же как и письменный текст, должно быть структурировано, то есть иметь вступительную, основную и заключительную части. Во вступительной части необходимо кратко охарактеризовать важность проблемы, которая рассматривается в докладе, выделить главные моменты, на которые студент хочет обратить внимание слушателей. Основная часть выступления должна быть посвящена раскрытию сути вопроса. При этом необходимо логично, последовательно, четко излагать материал, стараясь акцентировать внимание слушателей на наиболее важном и интересном. Заключительная часть должна содержать итоги всего выступления, предпочтительно краткие и обоснованные. Выступление должно завершаться выводами. Следует использовать при этом такие выражения, как: «следовательно...», «таким образом...», «итак…», «в заключение необходимо подвести следующие итоги…», «на основании рассмотренного вопроса можно сделать следующие выводы…».

Не ожидая вопросов со стороны преподавателя, студенту следует самому указать, какую основную и дополнительную литературу он использовал. Необходимо быть готовым к любым другим дополнительным вопросам преподавателя, к возможной дискуссии, открытому обсуждению освещаемого студентом вопроса.

Контрольная работа как основная форма самостоятельной учебной деятельности студента в условиях заочного обучения. Методика выполнения контрольных работ и основные требования к их оформлению

В условиях заочного обучения основной формой самостоятельной учебной деятельности является контрольная работа. Практически по всем предметам студенты должны выполнять в межсессионный период контрольные работы, цель которых - закрепить у студентов знания основных положений курса, проверить уровень усвоения ими наиболее важных тем учебной дисциплины.

Контрольные работы могут выполняться в различных формах:

· в форме реферата по одной из предложенных преподавателем тем;

· в форме комплексных заданий, включающих контрольные вопросы или тесты (по вариантам), анализ современной профессиональной периодики или отдельных статей, конспектирование различных источников научной и учебной литературы и т. д.;

· в форме практических заданий, предполагающих самостоятельный анализ того или иного явления (направления) профессиональной практической деятельности.

Контрольная работа выполняется, как правило, на основе изучения рекомендованных преподавателем литературных источников: учебников, учебных и методических пособий, монографий, статей из периодических и продолжающихся изданий, электронных документов, в том числе Интернет-ресурсов. Работа с учебной, научной и методической литературой строится по определенной методике (см. Тему 2, п. 2 настоящего учебного пособия).

Контрольная работа оформляется по установленным преподавателем критериям, с соблюдением единых, общих правил. Работа может быть выполнена в рукописном (в тетради) или в печатном виде (машинопись, компьютерная распечатка) и сброшюрована в специальной папке. Если работа представляется в рукописном виде, текст должен быть написан разборчиво и аккуратно.

При оформлении работ, представляемых в виде компьютерной распечатки, следует придерживаться определенных требований. Текстовая часть выполняется на одной стороне листа формата А4. Поля: слева - 3,0 мм; справа - 1,5 мм, сверху и снизу - 2,0 мм. Текст набирается в редакторе WinWord 6.0 (или 7.0) шрифтом Times New Roman (кегль 14), межстрочный интервал - полуторный. Текст должен быть выровнен по ширине, с установлением переносов в словах. Все страницы нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу. Титульный лист считается первой страницей и не нумеруется.

Структура контрольной работы должна соответствовать следующей схеме:

· Титульный лист, который заполняется по стандартной форме: наименование института, факультета, кафедры; наименование учебной дисциплины; тема контрольной работы; Ф.И.О. студента-исполнителя, номер группы и курса; Ф.И.О. преподавателя, ведущего данную учебную дисциплину, его должность, ученое звание; дата оформления контрольной работы;

· Оглавление (план);

· Основной текст работы, структурированный по указанным разделам плана;

· Список использованной литературы.

Для контрольных работ реферативного характера обязательно необходимым является наличие плана работы (простого или сложного, но обязательно включающего такие элементы, как введение, основная часть и заключение). Во введении характеризуется степень изученности, современное состояние вопроса, его научно-практическое значение. В основной части непосредственно освещаются главные проблемы исследуемой темы, раскрывается содержание ключевых вопросов. Заключение содержит выводы, итоги контрольной работы, где студенту необходимо проявить самостоятельность суждений и оценок.

Список литературы должен включать алфавитный перечень всех использованных источников. Библиографическое описание должно быть полным, грамотным и соответствовать правилам ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления». (Образцы библиографических записей см. в Приложении №2).

лекционный семинарский самостоятельный заочный


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: