Социальные отклонения

Формы социальных отклонений

 

    В специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом - девиантное поведение (от лат. deviation). Правомерно использование обоих терминов.

Социальные отклонения

Социальные отклонения - это нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью. Нарушения социальных норм могут быть социально приемлемыми и социально неприемлемыми (собственно социальные отклонения).

Между двумя полюсами – «социально-одобряемые явления» и «социальные отклонения» - находится значительный круг явлений, нерегулируемых социальными нормами. Это могут быть как позитивные процессы (например, творчество), так и явления с вероятностными негативными последствиями (например, массовое курение). В то же время разнообразие отклонений превышает разнообразие норм.

Вопрос о последствиях социальных отклонений неоднозначен. Объективный вред явления и его субъективная оценка зачастую не совпадают. Например, есть мнение, что преступления без жертвы вообще следует декриминализировать, т. е. исключить из уголовного права. Особенно трудно оценить степень ущерба от «пограничных» форм асоциального поведения и спорных форм зависимого поведения, например проституции, сексуальных аддикций, употребления легких наркотиков. В каждом обществе есть сторонники как легализации данных явлений, так и их запрета.

Социальные отклонения имеют следующие признаки: историческая детерминировнность, негативные последствия для общества, относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени. Социальные отклонения характеризуются направленностью и содержанием. Общество противопоставляет социальным отклонениям организованные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.

 

# Сущность социальных отклонений

Социальные отклонения возникают по мере развития и функционирования общества, а, следовательно, неотделимы от процессов в нем.

В 1950-х гг. Альберт Коэн (США) обосновал наличие особой субкультуры, определяющей ориентацию человека на успех, но совсем иным путем (иными средствами), чем в «большом» обществе. Ее носителями являются те, для кого нормальными средствами достижения самоуважения и уважения со стороны других являются мелкие кражи, агрессивность, вандализм. Такие субкультуры функционируют внутри мафии, банд, сект, экстремистских субкультур, криминальных групп и определяет сущность и образ жизнедеятельности их членов.

Однако, отметим очевидное: если в некоем социуме поддерживаются/ поощряются способы поведения, закреплённые в социальных паттернах, то отклонения от них должны игнорироваться, а более эффективно – запрещаться.

Таким образом, социальные отклонения оказываются неподдерживаемым образцом реагирования/мысле-чувствования/ поведения, который, будучи неприемлемым (при том, что участник социальных отношений ничего не может с этим поделать), который требует от человека нахождения приемлемого способа поведения, адаптированного – таки оказывается вынужден найти вариант совладающего поведения – копинг.

Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы совладать со стрессами, и в общем случае, с психологическими трудными ситуациями обыденной жизни. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в русской психологической школе, — переживание (преодоление неблагоприятных последствий стресса) (см. например, Ф. Е. Василюк).

# Формы социальных отклонений

Разные науки видят сущность социальных отклонений неодинаково.

Например, в социологии существует понятие аномия (теория P.К.Мертона, 1930), характеризующее несоответствующее нормам проявление человека в социальной среде. Ее существо выражается в отчужденности человека от общества, его системы ценностей, апатии, разочарованности в жизни, преступности.Возникновение нарушения равновесия между целями и средствами их достижения и служит основанием для аномии. Последнюю автор понимал как состояние «безнравия» в обществе, побуждающее индивида к отклоняющемуся поведению.

P.К. Мертон выделяет следующие типы аномии человека:

– конформизм (от лат. confarmns – подобный, сходный) – равное (наряду со всем) положительное отношение к целям и средствам их достижения, сложившимся в обществе;

– инновативность (от лат. innovatio – возобновление, перемена) – положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств, которое ведет к новационному поведению, новационной деятельности человека;

– ритуализм – отрицательное отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента на средствах, составляет поведение ритуального типа (например, религиозная деятельность, бюрократизм);

– ретризм – отрицание и целей, и любых средств их достижения. Он ведет к уходу от жизни (алкоголики, наркоманы);

– бунт – отказ и от целей, и от средств, принятых в обществе с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами. Он выступает в форме мятежа, переворота и провозглашает революционные перемены в социальных нормах и ценностях.

В социальной педагогике выделяют понятие «отклоняющееся поведение». Им описывают поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям.

Термин «отклоняющееся» часто заменяют термином «девиантное» (от лат. deviatio – отклонение).Под девиантным поведением понимают отрицательноеотклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.). Близкое понятие «делинквентное поведение» (от лат. delinquent – правонарушитель). Делинквентное поведение представляет отклоняющееся поведение в крайних проявлениях, которое характеризуется обществом как уголовно наказуемое и подлежит соответствующему воздействию.

# Девиации

Помимо концепций девиации в социальных науках (политология, социология, психология, культурология и др.), существует множество теорий отклоняющегося поведения в криминологии, правоведении, медицине (психиатрия и наркология), демографии, истории, статистике, этнографии, антропологии.

Среди большого разнообразия теорий нет единого определения девиации. Термин девиация можно применять к конкретным действиям и к массовым социальным явлениям. Некоторые ученые считают, что девиация это любое отклонение от утвержденных обществом социальных норм, другие утверждают, что отклоняющее поведение это нарушение правовых норм, третьи — что это своего рода патология (убийство, наркотизм, алкоголизм и т.п.), четвертые - рассматривают как оппозиционное поведение. Однако общим вся всех является понимание девиации как не соответствие нормам и ролям. Нормой при этом может выступать ожидания определенного поведения или образцы поведения. Экспектации и нормы различны не только в разное время и в разных обществах, но и у различных групп внутри одного общества. Мы видим нормы молодежных субкультур, этнических сообществ, «воровской закон», правила поведения «истеблишмента» и «богемы». Так как термин норма – относительное понятие, то и отклонение от норм – тоже относительно, релятивно. Если нормы и ценности меняются, то само определение девиации также видоизменяется. Девиация связана с реакцией общества на нее и влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя.

В целом девиантное поведение можно охарактеризовать как действие индивида (группы лиц), не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, субкультуре, группе) нормам и ожиданиям. При этом под «официально установленными» понимаются формальные, правовые нормы, а под фактически сложившимися - нормы морали, обычаи, традиции. Криминологи отмечают, преступность - не онтологическое явление, а мыслительная конструкция, имеющая исторический и изменчивый характер. Преступность почти полностью конструируется контролирующими институтами, которые устанавливают нормы и приписывают поступкам определенные значения. Преступность - социальный и языковый конструкт. Социальная оценка девиации это результат сознательной работы властных, идеологических институтов, формирующих общественное сознание. Огромная роль в такой «конструкторской» деятельности принадлежит политическому режиму. За всю историю Советского союза можно проследить примеры конструирования оценки и наказания за девиантное поведение. Особенно это касается «карательной медицины». Социальные нормы выражают исторически сложившиеся в конкретном обществе меру допустимого или обязательного поведения индивидов, социальных групп. Они отражают в сознании и поступках людей закономерности функционирования общества. Поэтому социальные нормы либо соответствуют объективной реальности, либо отражают их неполно, являясь результатом идеологизированного, политизированного отражения общественных процессов.

Большинство норм конвенциональны, «нормальны» или «девиантны» только с точки зрения сложившихся ценностей и правил в данном обществе в данное время. Отклонение зависит от времени и места. «Нормальное» поведение при одном наборе культурных установок, будет расценено как «отклоняющееся» при другом. Патология и норма диалектически связаны между собой, сосуществуют как часть одного целого. Отклонение как форма изменений обеспечивают развитие, повышает степень организованности и адаптивности.

Е.В.Змановская на основе последствий поведения и нарушаемых нормах предложила свою классификацию видов девиации: 1. Антисоциальное поведение, которое угрожает социальному порядку и благополучию гражданам. 2. Асоциальное поведение, которое угрожает лишь благополучному установлению межличностных взаимоотношений, поскольку нарушает нравственные и этические нормы. 3. Аутодеструктивное поведение, которое вредит самому человеку. Сюда относят суицидальные наклонности и различные зависимости[1].

У Н.Майсак классификация видов девиации основана на: направленности, характере проявления и уровне социального одобрения. По направленности и характеру проявления девиация бывает: конструктивная – различные виды творческого проявления; аутодеструктивная, которая в свою очередь делится на суицидальную и аддиктивную (зависимости); внешнедеструктивная, которая делится на коммуникативную и противоправную. По уровню социального одобрения девиация бывает: социально одобряемая и просоциальная (адаптированная к общественным нормам). Социально нейтральная, которая не вызывает никаких эмоций либо пока не имеет четких критериев оценивания. Социально неодобряемая, когда поступки однозначно не одобряются общество либо даже наказываются[2].

Анализ отклоняющегося поведения позволяет понимать под девиацией различные формы позитивного (сверхгениальность, героизм, самопожертвование, альтруизм, трудоголизм и др.) и негативного девиантного поведения, не как патологию, а как нормальный результат развития общества. Девиация всегда есть результат социально-экономического, политического состояния общества и представляет собой широкий спектр действий, начиная с антисоциальных до суицидальных и имеет множество форм: от коллективной до индивидуальной, от сакрализованных до игровых. Индивидуальная девиантность это «белая ворона», личность творческого андеграунда, бросающая вызов обществу и традициям, вступающая с ними в конфликт. Девиация персонифицирована и может иметь сакральный характер, ее носители -шаман, юродивый, святой. В качестве светского варианта: денди, человек богемы, бомж. Индивидуальные девианты образуют девиантные сообщества: радикальное религиозное братство, мафиозные кланы, хулиганские сообщества, криминальные группы.

Необходимо различать и виды отклоняющегося поведения.

Криминальное поведение – это поведение противоправного характера, которое наказывается законом.

Делинквентное поведение - устойчивое поведение, нарушающее правовые нормы, но не влекущее ответственность, нарушения, подпадающие под категорию противоправного действия. Девиантное поведение — относительно, поскольку имеет отношение к моральным нормам, ценностям данной группы, делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

    Аддиктивное поведение – психологическая зависимость и потребность в определённой деятельности. Примером аддикции являются алкоголизация и наркотизация, лекарственная зависимость, интернет-зависимость, игромания, шопоголизм, психогенное переедание, фанатизм, зависимость от порнографии и т. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению желания пережить подъем, забвение, а потом и физической зависимости. 

    Первичная девиация – это отклонение, которое в целом соответствует принятым в обществе нормам и является настолько незначительным и терпимым, что окружение индивида не квалифицирует его девиантом, и он себя таковым не считает.

Вторичная девиация – это отклонение от существующих в группе норм и потому определяется как девиантное, и личность уже идентифицируется как девиант.

Антонимом девиации выступает конформизм - пассивное принятие господствующих норм и порядка, не критическое следование общим мнениям. Между конформным и девиантным поведением находится индифферентное, нейтральные поведение.

Таким образом, девиация это не абсолютная характеристика определенных видов поведения, а результат социальной оценки. Поэтому представляется невозможным искоренить отклоняющееся поведение, возможно только управлять и регулировать негативное поведение. Девиация является неизбежной чертой человеческого социума, особенно в обществах, переживающих трансформацию, когда растет чувство социальной неудовлетворенности и отчуждения. Широкое распространение девиаций сигнализирует о сбое в функционирование социальной системы и свидетельствует о необходимости социальных изменений. Девиация способствует укреплению социальной конформности, подчинённости социальным нормам и позволяет яснее увидеть, что признается в качестве норм. К тому же девиация способствует укреплению социальной солидарности и групповой идентификации.

# Зависимое (аддиктивное) поведение

Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении человека изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах (видах деятельности). Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что постепенно начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию аддикции.

Такая формы поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Для самозащиты люди с аддиктивным типом поведения используют механизм, называемый в психологии «мышлением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества.

Аддиктивное поведение формируется постепенно и проходит несколько стадий. Начало отклонения связано с переживанием острого изменения психического состояния человека в связи с принятием определенных веществ или определенными действиями, возникновением понимания того, что существует способ изменить свое психологическое состояние, испытать чувство подъема, радости, экстаза. Далее складывается устойчивая последовательность прибегания к средствам аддикции. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического дискомфорта провоцируют аддиктивную реакцию. К ней могут подтолкнуть такие разнообразные факторы, как особенности воспитания личности, установки, культурный уровень, социальная среда, изменение привычных условий жизни.

Постепенно аддикция становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни. Любое дискомфортное состояние оказывается стимулом, провоцирующим аддикцию. Происходит формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности, т.е. возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю. Этот процесс сопровождается борьбой, появляется чувство тревоги. Одновременно включаются защитные механизмы, сохраняющие иллюзорное чувство психологического комфорта. Защитные формулы таковы: «я поступаю так, как мне нравится», «если я захочу, то все изменится» и т.п.

В итоге аддиктивная часть личности полностью определяет поведение человека, затрудняя его контакты с людьми на психологическом и на социальном уровне. Вместе с этим появляется страх перед одиночеством, поэтому аддикт предпочитает находиться в кругу большого числа людей, стимулирует себя поверхностным общением в виде разговоров по телефону, сплетен. Но к полноценному общению, к глубоким и долговременным межличностным контактам такой человек уже не способен, даже если окружающие его люди и стремятся к этому. Главное для него - те предметы и действия, которые обеспечивают изменение психического состояния.

В конце концов, доминирующее аддиктивное поведение разрушает здоровье и психику человека. Он духовно опустошается, исчезают главные человеческие качества, подлинно человеческие эмоции.

 

# Иные формы социальных отклонений

Поведенческие отклонения неявно выраженные (не имеющие очевидных клинических проявлений) часто не попадают в фокус внимания науки и практики, т.к. не рассматриваются исследователями из-за недостатка убедительных доказательств, необходимых для их диагностики в качестве отклонений. Однако, несмотря на условную социальную приемлемость симптомов и отсутствие ярких проявлений в поведении, механизм формирования социальных отклонений един и представлен ниже.

Например, гемблинг – имеет те же клинические проявления, механизмы, что и отклонения, связанные с веществами. Для лечения гемблинга эффективны такие же лекарства и методы психотерапии, как для вышерассмотренных отклонений. В МКБ-10 гемблинг помещен в раздел «Расстройства привычек и влечений», наряду с клептоманией, пироманией, аутоагрессивным поведением перемежающимся эксплозивным (взрывчатым) расстройством. В МКБ-11 в данный раздел добавлено компульсивное сексуальное поведение. Указанные отклонения объединяет повторная неспособность сопротивляться порыву, позыву или побуждению выполнить действие, которое желанно в краткосрочной перспективе, несмотря на долгосрочный вред себе и другим. Лежащий в основе компульсивный синдром (компульсия – навязчивые действия) представляет собой ритуальное действие, иллюзорно позволяющее предотвратить нарастающую внутреннюю тревогу вплоть до опасности. Распространенный пример – мытье рук – не является социально опасным действием, но выполняет одну и ту же функцию, как и любое социальное отклонение – призвано предотвратить, избавить человека от опасного нарастания спонтанно возникающего внутреннего дискомфорта и тревоги. У аддиктов также в основе лежит борьба между влечением и запретом, однако первично влечение, а компульсивные действия направлены не на символическую защиту от тревоги, а на реализацию влечения.

Также в МКБ-11 появилось «патологическое накопительство»; ряд авторов относят его к поведенческим аддикциям, как и пищевые расстройства – переедание и избегающе-ограничительное расстройство приема пищи.

Делаются попытки систематизировать отклонения по ведущему механизму развития[3]:

1) эйфоризирующие: гиперсексуальность (нимфомания, сатириазис); просмотр порно; ониомания (шопоголизм);

2) психостимулирующие: экстремальная и спортивная деятельность; просмотр спортивных зрелищ и фанатизм, игорная зависимость, клепто-пиромания;

3) викарные (заполняющие психологическую пустоту): симптом «замещающего шума», любое «запойное» поведение, созависимость, накопительство, трудоголизм;

4) электронные версии предыдущих форм: компьютерные игры, избыточное пребывание в интернете, социальных сетях;

5) психоделические: психодизлептики, галлюциногены; телевизионная и кинозависимость;

6) изменения внешности и соматического состояния: булимия, анорексия, анаболические стероиды, зависимость от пластики.

В данном случае авторы склонные рассматривать указанные отклонения как разнообразные варианты аддиктивного поведения. Зарубежные психиатры склонны интерпретировать данные поведенческие отклонения как болезни, ибо в данном случае они классифицируются как страховые медицинские случаи.

    Рассмотрим некоторые социальные и поведенческие отклонения с позиций Г.В.Старшенбаума[4].

    I группа – стимулирующие аддикции.

· Связанные с пищей. В основе лежат дисморфические переживания – озабоченность своим телом, страхи, импульсивность, социальная интроверсия и защитные тенденции (по данным теста MMPI). Часто пищевая зависимость заменяет алкогольную, поскольку общественная мораль строга к алкоголикам, и лояльна к пищевым отклонениям, считая их личным делом человека. Формируется в связи с пищевыми привычками, при которых ребенок не осознает своих психоэмоциональных потребностей и ему не доступны ощущения от своего тела (еда предлагается как средство/символ замены актуальных потребностей). Пищевое удовольствие (или наказание) – бегство от реальности, которое становится символом справедливости, нормализует состояние тревоги. В дельнейшем этот стереотип становится привычной реакцией на эмоциональную фрустрацию.

· Ониомания, накопительство (англ.хординг), клептомания, пиромания. Положительные эмоции вплоть до эйфории возникают в процессе совершения покупок, накопления, сокрытия унесенного, поджигания соответственно. Все акты, повторяющиеся действия совершаются импульсивно, немотивированно. Человек не может справиться с нарастающим психическим напряжением и испытывает облегчение только после соврешения действия. Негативные социальные последствия (долги, скандалы, ухудшение в личной, семейной, социальной областях, судебные и финансовые последствия, проблемы с законом и др.) вызывают чувство вины, но удержать от поведения не могут.

Это поведение имеет психодинамику: в фазе обострения тревоги дефицитарность «затыкается магической игрушкой» – покупкой, владением вещами, зажиганием. После насыщения наступает фаза расслабления – и личность ощущает иллюзорность использованной «затычки», винит себя, пытается доказать свою власть над ней. После разрядки изначальный страх пустоты восстанавливается. Собственно эти фазы характерны в разной степени и для иных отклонений.

· Компульсивная агрессия – «состояние перманентной войны» - ситуация, когда агрессивная разрядка сама по себе переживается как удовольствие. Подготовка к ней сходна с предвкушением удовольствия и повышением напряжения, а завершение агрессивного акта сопровождается чувством удовлетворения. Человек выводит свою агрессию вовне и таким образом, защищает себя двумя способами: удалением разрушительной энергии изнутри и уничтожением чужой агрессивности снаружи (реальной или воображаемой)[5].

· Гемблинг, лудомания (патологическая привязанность к азартным играм и развлечениям, доминирующим в жизни объекта и ведущая к снижению качества оной). Вариации: карточные игры, рулетка, тотализатор, игровые автоматы, лотереи, кроссворды, казино и др.

Данное отклонение возникает после игры при выигрыше; затем периодические выигрыши и проигрыши играют роль периодического подкрепления; игрок проходит четыре последовательные стадии:

- стадия выигрышей – возбуждение, потребность играть чаще и рискованней, фантазии об игре, беспричинный оптимизм;

- стадия проигрышей: стремление играть без свидетелей, хвастовство выигрышами, поиск одалживание денег, невозможность прекратить игру; изменения в поведении, а затем в самой личности; долги, синдром отмены – тяжелое состояние с головной болью, беспокойством, подавленностью, раздражительностью, ухудшение сна;

- стадия отчаяния – потеря профессиональной и личной репутации, отдаление от привычного круга общения; нерасчётливость, неоправданный риск; использование криминальных способов достать деньги; самообвинение, самонаказание, раскаяние, паника;

- финальная стадия – безнадежность, разрыв социальных связей, уход в себя, сопутствующие аддикции, суицидальные мысли и попытки.

    Игровая зависимость связана со сверхценным отношением к игре («Если я не выиграю – это будет ужасно…»), иллюзией контроля (много ритуальных действий), иррациональными убеждениями (Деньги решают все!) и ошибками мышления (персонификация игрового автомата, рационализация проигрыша).

    В психодинамике присутствуют типичные защиты – отрицание, вытеснение, регрессия, а также компульсивные защиты – уничтожение сделанного, фантазии о всемогуществе и контроле, реактивные образования). Тяга к игре и идентификация себя как игрока отрицаются, ощущается дискомфорт в связи с воздержанием.

Азартный игрок стоит перед дилеммой: выигрыш желателен, поскольку он реализует стремление к всемогуществу и является символическим одобрением инцестуозных влечений; проигрыш также желателен, поскольку он обеспечивает наказание за запрещенные действия и таким образом устраняет чувство вины. Так игрок попадает в порочный замкнутый круг, где болезненен не проигрыш, а невозможность продолжать игру.

    Контроль за игровым поведением достигается через комплексную терапию: участие в сообществах анонимных игроков, когнитивно-поведенческую терапию, драмотерапию; в любом случае это долго и дорого.

    Сексуальные аддикции – нимфомания, комплекс Дон Жуана, сатириаз, стриптомания, фетишизм, киберсекс, садомазохизм, свинг и др. Сексуальные аддикты отрицают наличие проблемы и стараются представить это как личную особенность. Они используют механизм проекции, осуждая других и преуменьшая то, что может их дескридитировать; механизм рационализации – обосновывая, что разрядка необходима, а ее частота – признак сексуальной состоятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: