III – виртуальные аддикции

· Телевизионная, компьютерная и интернет-зависимость

· Фанатизм

· Экстремизм

Обобщая исследования по виртуальной зависимости, можно говорить о том, что человек страдает от нее, если он:

1. Не может контролировать время, проводимое за выбранным занятием - обещает уменьшить его, но не в силах это сделать (как правило, он еще и очень сердится на тех, кто его отвлекает).

2. Лжет относительно времени, которое было потрачено, либо уменьшая оценку длительности работы, либо скрывая, какого рода занятиями он был увлечен.

3. Страдает от негативных последствий от времени, проведенного за занятием (в их число могут войти как несделанные важные дела в реальной жизни, так и головные боли).

4. Участвует в рискованных или недопустимых в обычной жизни занятиях (например, агрессивные игры или лазанье по порносайтам); идет на компромисс с совестью и привычными моральными нормами, пользуясь, например, анонимностью общения в сети.

5. Испытывает смешанное чувство эйфории и вины за потраченное время – либо по причине чрезмерного времени, либо по причине ненормального (от просто раздраженного до психопатологического) поведения.

6. Ощущает депрессию или тревогу, когда кто-то или что-то вмешивается в его планы заняться  предметом своего «увлечения».

7. Использует свое занятие как отдушину в минуты грусти или подавленности, как способ скрыться от проблем или избежать чувства неадекватности в реальной жизни.

10. Испытывает финансовые проблемы в связи со своей активностью (например, тратит слишком много денег на компьютерные игры или оплату работы в сети Интернет).

# Механизм, лежащий в основе форм социальных отклонений

В основе причинной обусловленности социальных отклонений находится отчуждение человека как социальное противоречие, характеризующее состояние современного общества, которое постоянно воспроизводит отчужденную личность, готовую к использованию любых средств и способов ухода от действительности. Пусковым механизмом социальных отклонений выступает напряженность потребностей и влечений, сочетающихся с невозможностью социально-приемлемых и эффективных способов их удовлетворения. Чаще это связано с неумением или незнанием об альтернативных, но конструктивных способах разрядки и отсутствием навыка поиска информации, разрекламированностью и доступностью популярных аддикций (алкоголь) и других способов социальных отклонений.

С точки зрения психологии, в основе отклоняющегося поведения лежит внутриличностное напряжение, разряжаемое неэффективным путем[9]. Возникает соответствующее состояние человека, характеризующееся неспецифическими защитными реакциями на различные опасные воздействия, мобилизацией индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. При продолжении или усилении напряжения возникают вариации последствий: от конструктивного приспособления до нарушения функционирования адаптивных механизмов и появления серьезных изменений – патологий, заболеваний, расстройств.

Проявляющаяся склонность к отклоняющемуся поведению молодого человека означает, что он не «держит напряжение» – ситуация «ломает» человека, заставляет «прятаться» для защиты от переживаемой боли. Если человек долгое время не может найти ресурс для преодоления, он «сбегает в аддикцию». Потому первый шаг на пути формирования личности, не склонной к уходу в любые социальные отклонения – это осознание и принятие факта напряжения в жизни. Инфантильный человек избегает напряжения, борьбы, отрицает ее неизбежность, ищет привычные состояния покоя, зоны комфорта и поэтому остается «нетренированным», слабым.

В конструктивном варианте развития событий – у человека формируются новые полезные навыки: умение управлять напряжением, более высокоорганизованная и адаптированная архитектоника личности.

В этом смысле зрелая личность (в противовес инфантильной) – это психологическая конструкция, которая способна любое событие внешнего мира использовать для собственного роста и развития. Незрелая (инфантильная) личность – напротив – не может переработать накопленное напряжение в конструктивное русло, потому ищет возможности снизить его более простым, «энерго-дешевым» путем; социальные отклонения разного рода – самый подходящий способ для этого.

 


[1] Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. М., 2007.

[2] Майсак Н. Девиации в профессиях социономического типа. Теоретико-эмпирическое исследование. Кнорус, 2017 г.

[3] Белов В.Г., свящ.Григорьев Г., Кулганов В.А., Парфенов Ю.А. Профилактика аддиктивного поведения: опыт медико-психологического исследования и богословские основания. – СПб., 2013.

[4] Старшенбаум Г.В. Аддиктология: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2017.

[5] Гартман Х. и др. Заметки по теории агрессии // Антология современного психоанализа/ Под ред. А.В.Рассохина. Т.1. – М.: Ин-т психологии РАН, 2000.

[6] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. – Новосибирск: Олсиб, 2001.

[7] Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции. – СПб.: Речь, 2007.

[8] Бек А. Когнитивная терапия депрессии. – СПб.: Питер, 2003.

[9] Гингер С. Гештальт. Искусство контакта. – Спб.: Академический проект, 2015.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: