3 часть
Перечитайте 3 часть рассказа и подумайте, как её можно озаглавить. Будьте очень внимательны и постарайтесь выделить строки, в которых говорится о стойкости и мужестве Тани Савичевой.
-Итак, какие строки нам говорят о том, что Таня не сдавалась? (найдите и зачитайте из текста) « Но не сдавалась- жила…Мы с Таней одногодки, мы. Василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо. Небудь она василеостровской, ленинградкой, не продержалась бы так долго. Но она жила – значит, не сдавалась» О мужестве всех блокадных ленинградцев лучше всех сказала поэтесса Анна Ахматова в своём стихотворении. Прочитайте стихотворение «Мужество»
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
Обобщение учителя: все умерли, а слово осталось. Стойкой и мужественной была Таня. Ведь именно эта девочка написала дневник, который стал обвинительным документом на Нюрнбергском процессе, где судили фашистов и через 70 лет дошёл до нас.
- Как же озаглавим 3 часть рассказа?
Часть 3 «Бессмертный дневник» Запись
Исследовательская работа с текстом по 3 части рассказа.
Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них письменно в тетради
1. Какая запись в дневнике Тани самая страшная?
2. Какое слово чаще других встречается в дневнике девочки?
3. Найди и запиши предложение, в котором описывается Таня, пережившая блокадную зиму.
4. Подберите синонимы к словам:
- Кто помнит, что такое синонимы?
1) блокада -
2) одногодки -
3) одинаковый -
4) фашисты -
5) трудное –
6. Закрепление изученного материала (ответ на проблемный вопрос)
- О чём заставил задуматься вас рассказ «Девочки с Васильевского острова?»
Действительно, читая этот рассказ мы испытываем чувство горечи и боли. Страницы дневника Тани Савичевой вызывают ужас. Мы видим реальное лицо войны.Это чувствуется особенно остро, так как события прошлого показаны через восприятие ребёнка.
7. Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
1. Познакомились с содержанием рассказа;
2. узнали о Ленинградской блокаде и Тане Савичевой;
3. пытались понять, кто такой настоящий друг;
4. восхищались мужеством и силой духа жителей блокадного Ленинграда;
Трагедия Тани Савичевой и её семьи не должна повториться.
Фашисты не смогли сломить духа русских людей, которые не смотря ни на что не сдавались и продолжали жить в осаждённом городе, удивляя мир и врагов своей стойкостью и любовью к родной земле. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева и жило ещё много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своём времени. 27 января мы отмечали памятную дату- День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Задание на дом. написать письмо Тане Савичевой о себе. (В тетради по литературе). Можно выучить стихотворение А. Ахматовой «Мужество» вместо «Перед весной бывают дни такие»..