Работа с рассказом Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова»

Урок по рассказу Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова».

1.Прочитаем рассказ Ю. Яковлева, детского писателя, «Девочки с Васильевского острова»

 

                                                                                                                                                                                                                                                Ребята, мы проведём урок памяти «Детям своим расскажите о них» по рассказу Юрия Яковлевича Яковлева «Девочки с Васильевского острова»

Прошло уже 75 лет с трагических событий, описанных в рассказе. И сегодня на уроке мы приоткроем дверцы истории нашей страны, окунёмся в страшное для неё время- время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г. г.,а в частности, события блокады Ленинграда, попробуем ощутить дыхание тех лет., пережить отчаяние и боль, с которыми столкнулась в рассказе ваша ровесница, 12 – летняя девочка Таня Савичева, оказавшись наедине со смертью. Урок памяти – это живая связь поколений, это дань всем тем, кто ценой своей жизни обеспечил нам мирное существование.

 

Да, действительно, ребята, страшная и трагическая судьба выпала на долю детей. Постараемся понять, в какую же бездну они окунулись, находясь в блокадном Ленинграде.

 

«Слово о блокаде Ленинграда».

 Блока Ленинграда – трагический период в истории города на Неве, который длился 900 ужасных дней и ночей с 8 сентября 1941 года

По 27 января 1944 года. Железные дороги, соединяющие город со страной, были захвачены. Немцы со всех сторон окружили город. Половина населения города погибла от голода, холода и бомбёжек. Среди них – 400 тысяч детей.

 Зимой ртуть термометра приближалась к отметке – 40 градусов. В домах погас свет. Внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в квартирах железные печки – времянки. В них сжигали столы, шкафы, книги.

  Норма хлеба в сутки составляла 125 грамм.

 Были введены карточки на хлеб.

 

. Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые – это тяжело, но понимать смерть детей сознание отказывается.

Случаи дистрофии встречались повсеместно. Многие ложились в холодную постель с полным сознанием того, что больше никогда не встанут.

 

  Ленинград превращается в свалку грязи и покойников.

 

 И единственная дорога, связывающая город с большой землёй – это путь по Ладожскому озеру, который ленинградцы назвали «Дорогой жизни».                                                                                                   

 

Каждый удар метронома, как звук сердца, напоминает нам о людях, которые не по своей воле очутились в ужасном блокадном кольце.

  Память о них жива. На огромном Пискарёвском кладбище, которое находится ныне в городе Санкт- Петербурге, похоронено около 650000 человек- жителей Ленинграда и солдат, защищавших город.

В центре кладбища находится 6 – ти метровая бронзовая скульптура «Мать – Родина», траурная стела.

                            Работа над темой урока

 

  Ребята, рассказ «Девочки с Васильевского острова» основан на реальных событиях и  прежде, чем начать работу с текстом, проведём небольшую лексическую работу. В тексте, который вы прочитали дома, вам встретились несколько непонятных слов и выражений. Может быть, кто – то догадался об их значении по ходу чтения. Уточню эти понятия (слайд) – словарная работа

         Васильевский остров считался «пятой частью» города Ленинграда, ныне город Санкт – Петербург.

          Невка – приток реки Невы.

          Блокада – окружение, кольцо.

           Метроном – маятниковый прибор, отмечающий ударами короткие промежутки времени. Стук его называли «живым биением сердца Ленинграда» Как раз сейчас вы слышите удары метронома.

           «Дорога жизни»- (в блокаду) единственный путь, связывающий город Ленинград с Большой землёй.

А теперь послушайте несколько слов о Тане Савичевой- главной героине

Таня была дочерью пекаря и швеи. Она очень любила петь, как и все в её семье. С детских лет девочка, как и её мама, вышивала цветы. Мечтала стать учительницей.

     Когда началась война, семья Савичевых решила остаться в Ленинграде и помогать фронту.

* Мать шила обмундирование для бойцов.

*  Брат Лёка работал строгальщиком на заводе.

* Сестра Женя точила корпуса для мин.

* Нина была на оборонных работах.

* Два Таниных дяди – Василий и Алексей несли службу в ПВО.

*А Таня вместе с другими ребятами помогала взрослым тушить   зажигательные бомбы и рыть траншеи.

                  

 Однажды не вернулась с работы Нина, и мама отдала младшей Тане её записную книжку, которая и стала страшным дневником.

 Потом умерла прямо на заводе Женя. Скоро отвезли на Пискарёвское кладбище бабушку.

Затем ушёл из жизни брат Лёка. В истории завода, где он работал, есть такая запись: «Леонид Савичев работал старательно, хотя и был истощён. Однажды он не пришёл в цех на работу. Сообщили, что он умер». 

Таня всё чаще открывала записную книжку и однажды подвела страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

Записей – 6 смертей, и лишь на одной страничке не записано слово «умерла», где Таня пометила дату смерти мамы.

 

Работа с рассказом Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова».

А) Беседа по содержанию.

-Ребята, подумайте, на сколько частей можно разделить текст? А сейчас остановимся подробно на каждой части.

Перечитайте первую часть рассказа и подумайте, как её можно озаглавить?

(План рассказа письменно в тетрадь)

 Как бы вы озаглавили 1 часть? (от «я Валя Зайцева…. От голода ещё больнее). Запись

Отвечаем устно на вопросы:

-А о каких девочках идёт речь?

- Давайте уточним, в какое время они жили?

-От чьего имени, лица ведётся повествование в рассказе?

Итак, что вы узнали о Тане Савичевой из рассказа Вали Зайцевой:

            1)Где жила Таня Савичева?

            2) Чем она занималась в мирное время, о чём мечтала? (

             3) Почему её мечты не осуществились?

            3) Откуда Валя знает все эти подробности о Таниной жизни, какие слова из текста помогают понять это?  

                                          2 часть

Давайте обратимся ко 2 части рассказа. Подумаем, как можно её озаглавить.

-Перед нами диалог.

Кто с кем разговаривает?

-Итак, как можем озаглавить 2 часть. Запись

- Как вы думаете, кому рабочие будут строить памятник? (Тане Савичевой, всем детям блокады). И этот памятник действительно построили. И находится он на третьем километре Дороги жизни. Он называется «Цветок жизни». На лепестках этого цветка высечены слова из известной песни: «Пусть всегда будет солнце», а рядом с ним можно увидеть каменные страницы Таниного дневника.

Валя Зайцева считает себя настоящей Таниной подругой, ей было очень тяжело писать страницы дневника, который она знала наизусть. Девочка прекрасно понимала, что с каждой записью в дневнике Тане становилось всё хуже. Но Таня не сдавалась, она продолжала вести дневник. И Валя, как настоящая Василеостровская девочка, нашла в себе силы, преодолела себя, ведь она настоящая Танина подруга.

3. Почему Валя Зайцева захотела дружить с Таней? (их объединяет очень многое: они «одногодки» и соседки, со второй линии, дом 13. Четыре окна на 1 этаже. Таня посещала ту же школу, что и Валя. У них даже почерк одинаковый, одинаковые записные книжки).

4. Как можно дружить с девочкой, которой нет в живых?

(В мыслях. Они живут в разное время. Их разделяют многие годы. Оказывается, есть и такая дружба. Ю. Яковлев рисует нам Таню, как живую девочку. Это ощущается с самой первой фразы, сказанной о ней Валей: «У меня есть подружка – Таня Савичева. И Валя считает свою подругу живой. Она хочет доказать и показать всем нам, как трудно было Тане. Как страшно было ей, 12 – летней девочке увидеть смерти своих любимых родственников. Поступить мужественно, рассказав нам, будущим поколениям о них, мы читаем Танин дневник и, значит, помним об этих людях. Значит, они живы)

- КАКОЙ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ВЫВОД?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: