ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Д/и «Кого выводят птицы?» или «У кого кто?»
Цель: формирование представлений детей называть птенцов перелетных птиц в Р.п. мн.числа
Журавли – журавлят
Грачи – грачат
Скворцы -…
Гуси -…
Утки -…
Грачи -…
Соловьи -…, (лебеди, кукушки, жаворонки)
Д/и «Кто лишний?»
Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам, находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Сорока, ворона, воробей, ласточка.
Жук, бабочка, птенец.
Скворец, соловей, грач, голубь.
Курица, журавль, лебедь, кукушка.
Д/и «Исправь ошибку»
Цель: формирование умения устанавливать правильную последовательность слов в предложении
Червяк клевал скворца.
Песня спела соловья.
Мохнатая гусеница съела кукушку.
Д/и «Кто больше назовет перелетных птиц?»
Цель: формирование умения называть перелетных птиц
Д/и «Кто за кем летит?»
Цель: упражнять детей в употреблении предлога «За»
Грач - трясогузка – жаворонок – скворец – болотные птицы – кукушка – ласточка – соловей.
|
|
Д/и «Чья семья?»
- у грача - грачиная семья.
- у скворца … скворчиная.
- у гуся … гусиная.
- у утки … утиная.
- у журавля … журавлиная.
- у лебедя … лебединая.
Д/и «Что умеют делать птицы?»
Цель: упражнять детей в употреблении в речи слов – действий
- Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы (они что делают? ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют…).
Д/и «Один - много»
Цель: упражнять в образовании множественного числа имен существительных в И.п. и Р.падежах.
Грач — грачи — грачей,
птица — птицы — птиц,
стриж — стрижи — стрижей,
аист — аисты — аистов,
жаворонок — жаворонки — жаворонков,
скворец — скворцы — скворцов,
трясогузка — трясогузки — трясогузок,
журавль — журавли — журавлей,
гусь — гуси — гусей,
утка — утки — уток,
селезень — селезни — селезней,
ласточка — ласточки — ласточек,
соловей — соловьи — соловьев,
лебедь — лебеди — лебедей,
кукушка — кукушки — кукушек,
гнездо — гнезда — гнезд,
яйцо — яйца — яиц,
птенец — птенцы — птенцов.
Д/и «Чьи перья?», «Чьи крылья?»
Цель: формирование умения называть притяжательные прилагательные
Перья журавля (чьи?) – журавлинные.
Перья грача (чьи?) - …
Крылья лебедя (чьи?) - …
Крылья дикой утки (чьи?) - …
Д/и «Называй и сосчитай»
Цель: упражнять детей в порядковом счёте от одного до пяти. Согласовывать числительные с существительным.
Скворец. Аист. Ласточка. Кукушка. Соловей.
Д/и «Улетели птицы»
Цель: упражнять в словоизменении, в употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.
|
|
Нет (кого?) — нет лебедя, утки…
Нет (кого?) — нет лебедей, уток и т.д и т.п.
Д/и «Назови одним словом»
Цель: формирование умения образовывать сложные слова
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют … (звонкоголосым).
У кукушки хвост длинный, поэтому её называют …. (длиннохвостой).
У журавля длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый).
У аиста острый клюв, поэтому его называют… (остроклювым).
У цапли узкая голова, поэтому ее называют … (узкоголовая).
У скворца прямой хвост, поэтому его называют … (прямохвостым).
У жаворонка короткий клюв, поэтому его называют … (короткоклювым).
У дикого гуся красный клюв, поэтому его называют … (красноклювый).
Д/и «Нелепицы»
Цель: развитие логического мышления.
Ход игры: педагог читает предложения, а дети исправляют ошибки.
- Послушайте предложение и расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
- Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
- Дети сделали для аистов скворечники.
- Птенцы высиживают яйца.
- Тело птицы покрыто шерстью.
- Птенцы строят гнёзда.
- Скворец живёт в будке.
Д/и «Скажи наоборот»
Цель: упражнять детей в образовании антонимов
- Аист большой, а соловей …,
- Кукушка сидит высоко, а ласточка …,
- Лебедь белый, а грач …,
- У журавля широкие крылья, а у ласточки …,
- У лебедя длинная шея, а у скворца …,
- Жаворонок живет в поле, а цапля …
Д/и «Расскажи о птице».
Цель: развитие связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.
Материал. Предметные картинки из серии «Перелетные птицы», набор графических схем.
Например:
Это ласточка. Она черного цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой.
16. Д /и «Подбери нужный предлог»
Цель: формирование умения у детей подбирать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.
Д/и «Что это за птица?»
Цель: формирование у детей умения описывать птиц по их характерным признакам.
Ход игры. Дети делятся на 2 группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются.
Д/и «Назови птенцов»
Цель: образование существительных в единственном и во множественном числе
Грач — грачонок — грачата,
аист — аистенок — аистята,
стриж — стриженок — стрижата,
журавль — журавленок — журавлята,
кукушка — кукушонок — кукушата,
лебедь — лебеденок — лебедята,
скворец — скворчонок — скворчата,
утка — утенок — утята,
гусь — гусенок — гусята.
20. Д/и «Скажи, какая стая?»
Цель: образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?»
Клин лебедей — лебединый, караван журавлей —..., стая уток —...,... грачей —...,... соловьев —....
Д/и «Подбери слово»
цель: формирование умения называть слова - родственники
- Это кто?
Дети: грач
- А кто его птенец?
- Грачонок
- А кто его мама?
- Грачиха
- Крыло чье? (показ по картинке)
- Грачиное
- Как называются места, где скопление грачиных гнезд?
- Грачевники
Д/и «Отгадайте»
Цель: упражнять в отгадывании загадок по лексической теме
-Всех перелётных птиц черней,
Чистит поле от червей. (Грач).
- На одной ноге стоит,
На всё болото кричит. (Цапля).
- Всё вертится, суетится,
Ей на месте не сидится,
Это бойкая…(Синица).
- Целый день на суку,
На весь лес кричит ку-ку. (Кукушка).
- Старательный работник,
Лесной носатый плотник. (Дятел).
- Звонкие трели весной прилетели. (Соловей)
|
|
Д/и «Кто какой голос подает»
Цель: формирование у детей представление о том, как перелетные птицы подают голос.
- Ласточка – щебечет,
- Гусь – гогочет,
- Утка – крякает,
- Кукушка – кукует,
- Журавль – курлычит,
- Соловей – свистит.