Анализ результатов и выводы

 

Полученные значения эстетического восприятия сведены в таблицу, по каждому критерию определены наиболее часто встречающиеся модальные оценки, по которым построены графики.

 

Таблица 18  - Эстетичность и отчетливость разнофактурных изображений по результатам оценки респондентов

№ группы № образца Эстетическая привлекательность Отчетливость изображения Качество контура

L1

1 3 3 4
2 5 4 4
3 5 5 5

L2

1 5 5 5
2 4 5 5
3 4 5 4
4 4 4 4
5 3 4 3
6 3 3 4
7 2 3 3
8 1 1 2

L3

1 5 4 4
2 3 4 4
3 2 5 2
4 3 5 2
5 3 5 1

L4

1 4 5 3
2 4 3 4
3 5 5 5

Рисунок 32 - Результаты оценки образцов группы «L1»

Рисунок 33 - Результаты оценки образцов группы «L2»

Рисунок 34 - Результаты оценки образцов группы «L3»

Рисунок 35 - Результаты оценки образцов группы «L4»

По результатам исследования можно сделать вывод об эстетическом восприятии разнофактурных изображений.

Изменение величины неровностей или масштаба изображения не влияет на отчетливость восприятия разнофактурных изображений, но влияет на эстетическую привлекательность и качество контура. Так, с уменьшением масштаба разнофактурного изображения, снижается качество контура и его эстетическая привлекательность. При этом качество контура не влияет на отчетливость разнофактурного изображения.

Плавность контура связана с количеством изломов разнофактурного изображения: чем больше изломов, тем оно отчетливее.

При сравнении разнофактурных изображений с квадратной сеткой фактуры и ромбической, было замечено, что эстетическая привлекательность первых заметно выше. Такой же вывод был сделан и по отчетливости изображения и качеству контура.

Полученные значения расстояний и углов различимости разнофактурного изображения сведены в таблицы по типам освещения и вариантам восприятия разнофактурного изображения - выше уровня глаз или на уровне глаз.

Таблица 19 - Расстояния различимости изображения наибольших образцов группы «L2» и «L3» и образца группы «L4» по результатам оценки респондентов при трех типах освещения

Вид освещения

L2

На уровне глаз

Выше уровня глаз

S1, см S2, см S3, см S1, см S2, см S3, см
Естественное рассеянное 206 205 228 179 259 232
Искусственное рассеянное 215 350 313 192 350 270
Искусственное направленное 264 412 321 252 465 304

Вид освещения

L3

На уровне глаз

Выше уровня глаз

S1, см S2, см S3, см S1, см S2, см S3, см
Естественное рассеянное 254 187 227 178 274 211
Искусственное рассеянное 322 272 252 246 394 368
Искусственное направленное 349 470 298 320 507 424

Вид освещения

L4

 

На уровне глаз

S1, см S2, см S3, см
Естественное рассеянное 244 384 144

Искусственное рассеянное 254 386 204

Искусственное направленное 268 456 208

 

 

Таблица 20 - Расстояния различимости изображения наибольших образцов группы «L2» и «L3» по результатам оценки респондентов на просвет

На просвет

  S1, см S2, см S3, см
L2 262 341 377
L3 151 324 396

 

Рисунок 36 - График зависимости средних расстояний различимости разнофактурного изображения образцов группы «L2», расположенных выше уровня глаз, от вида освещения: S1- среднее расстояние, с которого изображение начинает восприниматься, S2 - среднее расстояние, с которого изображение воспринимается отчетливо, S3 - среднее расстояние, с которого изображения теряется

Рисунок 37 - График зависимости средних расстояний различимости разнофактурного изображения образцов группы «L2», расположенных на уровне глаз, от вида освещения: S1- среднее расстояние, с которого изображение начинает восприниматься, S2 - среднее расстояние, с которого изображение воспринимается отчетливо, S3 - среднее расстояние, с которого изображения теряется

 

Рисунок 38 - График зависимости средних расстояний различимости разнофактурного изображения образцов группы «L3», расположенных выше уровня глаз, от вида освещения: S1- среднее расстояние, с которого изображение начинает восприниматься, S2 - среднее расстояние, с которого изображение воспринимается отчетливо, S3 - среднее расстояние, с которого изображения теряется

Рисунок 39 - График зависимости средних расстояний различимости разнофактурного изображения образцов группы «L3», расположенных на уровне глаз, от вида освещения: S1- среднее расстояние, с которого изображение начинает восприниматься, S2 - среднее расстояние, с которого изображение воспринимается отчетливо, S3 - среднее расстояние, с которого изображения теряется

Рисунок 40 - График зависимости средних расстояний различимости разнофактурного изображения образцов группы «L4», расположенных на уровне глаз, от вида освещения: S1- среднее расстояние, с которого изображение начинает восприниматься, S2 - среднее расстояние, с которого изображение воспринимается отчетливо, S3 - среднее расстояние, с которого изображения теряется

на просвет оба как меняется расстояние

Рисунок 41 - График зависимости средних расстояний различимости разнофактурного изображения образцов группы «L4», расположенных на уровне глаз, на просвет S1- среднее расстояние, с которого изображение начинает восприниматься, S2 - среднее расстояние, с которого изображение воспринимается отчетливо, S3 - среднее расстояние, с которого изображения теряется

 

 

Таблица  21–  Обобщенные Углы наблюдения, определяющие отчетливость визуального восприятия разнофактурного изображения: улучшение восприятия и его ухудшение при трех видах освещения

Выше уровня глаз

α, °- улучшается восприятие

β, °- ухудшается восприятие

Естественное рассеянное Искусственное рассеянное Искусственное направленное Естественное рассеянное Искусственное рассеянное

Искусственное направленное

L2 15...35 30...60 30...60 60...85 45...90

30...90

L3 15...60 30...60 30...60 50...85 30...80

30...60

На уровне глаз

 

α, °- улучшается восприятие

β, °- ухудшается восприятие

Естественное рассеянное Искусственное рассеянное Искусственное направленное Естественное рассеянное

Искусственное рассеянное

Искусственное направленное
L2 30...60 30...60 30...70 30...80

30...60

30...90
L3 30...60 30...60 30...60 30...85

30...90

30...90
L4 25...60 15...60 30...60 30...80

15...85

15...90
               

 

Таблица 22 – Обобщенные Углы наблюдения, при которых улучшается и теряется отчетливость визуального восприятия разнофактурного изображения на просвет

На просвет

  α, ° β, °
L2 30...65 70...85
L3 30...60 50...85

Рисунок 42  - Углы наблюдения, при которых улучшается и теряется отчетливость визуального восприятия разнофактурного изображения на образцах группы «L2» выше уровня глаз при трех видах освещения

Рисунок 42  - Углы наблюдения, при которых улучшается и теряется отчетливость визуального восприятия разнофактурного изображения на образцах группы «L2» на уровне глаз при трех видах освещения

Рисунок 43 - Углы наблюдения, при которых улучшается и теряется отчетливость визуального восприятия разнофактурного изображения на образцах группы «L3» выше уровня глаз при трех видах освещения

Рисунок 44 - Углы наблюдения, при которых улучшается и теряется отчетливость визуального восприятия разнофактурного изображения на образцах группы «L3» на уровне глаз при трех видах освещения

Рисунок 45 - Углы наблюдения, при которых улучшается и теряется отчетливость визуального восприятия разнофактурного изображения на образцах группы «L4» на уровне глаз при трех видах освещения

По результатам исследования можно сделать вывод о расстояниях и углах восприятия.

Расстояния различимости неровностей зависят от вида освещения. Наибольшие значения расстояний имеют место при искусственном направленном свете. Так, например, расстояние, с которого изображение начинает восприниматься (S1) при направленном свете больше, чем при рассеянном естественном и искусственном. Расстояние, с которого изображение воспринимается отчетливо (S2)  и расстояние, с которого изображения теряется (S3), при искусственном направленном и рассеянном свете больше, чем при рассеянном естественном.

Также можно сделать вывод о том, что выше уровня глаз расстояние различения разнофактурного изображения  меньше, чем при просмотре на уровне глаз.

Углы наблюдения, при которых различимость разнофактурного изображения меняется, исходя из результатов исследования, не сильно зависят от изменения вида освещения.

Проектный раздел

Обзор аналогов

В качестве варианта применения результатов работы было выбрано декоративное настенное панно с подсветкой.

Подобное изделие может стать ярким акцентом в дизайне интерьера или, в сочетании с другими предметами, может дополнять его, поддерживая общий стиль. Кроме того, за счет подсветки изделия, можно использовать его и как ночник.

Данное изделие удачно подходит для применения в его дизайне фактурных изображений. Разнофактурная поверхность панно будет хорошо восприниматься визуально как днем, так и в темное время суток -  с подсветкой.

Для начала рассмотрим существующие варианты панно с подсветкой.

В декоративном панно "Растения" (рисунок 46) изображения подсвечиваются сзади - такое изделие можно использовать как ночник, недостатком такого изделия является то, что в дневное время с большого расстояния изображение на нем не видно.

Рисунок 46 - Панно "Растения" [44]

На рисунке 47приведено световое  панно, оригинальное изображение на котором образовано перфорацией. Такое наборное изображение только напоминает использование разнофактурных поверхностей, т.к состоит из множества отверстий правильной формы, но разного диаметра.

Рисунок 47 - Световое панно с нанесенным перфорацией оригинальным изображением [45]

 

Панно - светильник "Чудо" (рисунок 48) выполнен из бумаги. За счет вырезанного орнамента, такое панно смотрится очень необычно.

 

Рисунок 48 - Светильник "Чудо" [46]

 

Во всех представленных аналогах подсветка панно находится сзади. В будущем изделии необходимо, чтобы подсветка была снизу, т.к. именно при таком варианте освещения особенно хорошо выступает разнофактурное изображение.

 

Проектное решение

 

Панно с подсветкой (рисунок 38) представляет собой конструкцию из отдельных "листьев", закрепленных на раме - "дереве" соединением в паз. Помимо функции украшения интерьера в дневное время суток, изделие является и своеобразным ночником (рисунок 39), так как имеется светодиодная лента, закрепленная на подставке конструкции. С определенного угла на пластиковых элементах можно заметить изображения листьев и птицы, образованных за счет сочетания нюансных фактур с упорядоченным точечным рисунком.

Рисунок 49 - 3d-модель разрабатываемого изделия при дневном свете

 

В комплект входит 7 пластиковых элементов, рама, осветительный прибор.

Материал: пластик, дерево.

 \танина Полина Александровнактурных изображений при упорядоченном точечном рисунке

Рисунок 50 - Декоративное панно с включенной подсветкой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выпускной квалификационной работы выполнен обзор вариантов использования разнофактурных изображений в дизайне изделий, на основании чего составлена классификация разнофактурных изображений.

Проведенный опрос респондентов на предмет оценки эстетического восприятия образцов,  помог выявить наилучшие варианты сочетания параметров неровностей  разнофактурных изображений, обеспечивающие отчетливость их восприятия. Установлены минимальные и максимальные расстояния различимости, а также углы наблюдения, при которых меняется восприятие разнофактурного изображения.  Выявлено, что при направленном искусственном освещении, по сравнению с естественным рассеянным, увеличивается расстояние различимости разнофактурного изображения.

Определено, что масштаб изображения не влияет на плавность его контура. Было установлено, что плавность контура связана с количеством изломов разнофактурного изображения.

Разработана 3D-модель декоративного настенного панно с рассмотренными разнофактурными изображениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: