Воспитатель: -Ребята сегодня мы познакомимся с последней гласной буквой второго ряда это буква Ю. обозначающей два звука [у] и [йу].
Давайте всех букв второго ряда вспомним и повторим.
Гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, — их 10.
Каждая такая буква второго ряда может обозначать как один, так и два звука:
Я - [а] и [йа],
Ю - [у] и [йу],
Е — [э] и [йэ],
Ё — [о] и [йо].
Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях:
- в начале слова (яблоко, юрта.,
- после мягкого знака (обезьяна, льют.,
- после твердого знака (объявление, разъединять.,
- после гласной буквы (большая, моё.).
В остальных случаях такая буква читается как один звук, смягчая предшествующий согласный звук (мясо, лёд, семя, рюкзак.).
Воспитатель: Сегодня к доске пойдет у нас Юля
II. Основная часть. (Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС)дети пишут букву Ю, разукрашивают крышу домика и неваляшку красным цветом,, в кармане пишут букву Ю.)
Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о букве.
Воспитатель: какую неваляшку выбираем (красную).
Ответы детей: красную со звездочкой
Воспитатель: почему красную со звездочкой
Ответы детей: Потому что буква Ю, смягчает согласные и она при произношении имеет два звука [йу].
Воспитатель: Правильно, берём с кармана хозяйки цветную букву Ю поселяем ее справа в четвертом этаже, рядом с буквой У. А теперь, выполняем в своих тетрадях.
Воспитатель: Юля определи место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); Объясни, почему ты написал букву именно этим цветом
Юля:
Юбка Ю гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом
Ключ Ю гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом
Юла Ю гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом
Воспитатель: - Сама нарисуй предметы с заданным звуком (в пустых клетках справа); - Покажи на схеме под каждой картинкой место буквы в слове и его характеристику (начало, середина или конец слова)
Брюки Ю - гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом
Кастрюля Ю гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом
Юля Ю - гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом
Воспитатель: молодцы ребята, все справились
Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
Игра «Животные жарких стран»
Цели. Учим образовывать глаголы настоящего времени множественного числа, согласовывая их с существительными. Закрепляем навык прочтения трехсложных слов со стечением согласных (ползают, плавают, прыгают). Закрепляем знания ребенка о животных жарких стран, умение узнавать их на картинках и называть.
Ход игры. Ребенок называет животных, изображенных на картинках, обобщает их: животные жарких стран. (Необходимы комментарии ребенка или рассказ взрослого о жизни и особенностях поведения этих животных.)
Прочитав слова, написанные справа в столбик, ребенок вспоминает, какие из нарисованных животных лучше всех выполняют эти действия (бегают, ползают, летают, плавают, прыгают). Ребенок соединяет стрелкой слово и соответствующих ему животных (бегают —» страус, жираф и т. д.).
В заключение ребенок раскрашивает картинки.