Круг чтения современного младшего школьника

Чтение-вид речевой деятельности, а речь-вид человеческого общения, то значит чтение-вид человеческого общения. Кто же говорит с нами, когда мы читаем? Конечно же, говорит с нами книга, а читатели - это собеседники книги.

Традиционная русская методика различает в самом процессе чтения и в обучении чтению четыре основных качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Такое вычленение основных качеств чтения касается только техники раскодирования языковых знаков и озвучивание текста читателем. Оно никак не отражает высшей цели чтения: познавать себя, то есть найти для себя в мире книг подходящих собеседников.

Итак, 1)мотив обращения к книгам, желание читать с одной стороны, и 2) конкретные ЗУН, обеспечивающие взаимодействие читателя с книгой и текстом, с другой - это обязательное условие для формирования личностного свойства - читательская самостоятельность - что составляет сущность того, чему нужно учить детей и что должно стать целью работы при обучении детей чтению.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Круг чтения современного младшего школьника».

Проблема исследования:

Каков круг чтения современного младшего школьника?

Цель исследования:

Теоретически обосновать и экспериментально проверить круг чтения современного младшего школьника.

Объект исследования:

Круг чтения современного младшего школьника.

Предмет исследования:

Особенности круга чтения современного младшего школьника.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что круг чтения современного младшего школьника характеризуется преобладанием произведений зарубежных авторов и журналов.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по проблеме исследования.

2. Определить содержание понятий: «чтение», «внимание младшего школьника», «наивный реализм».

3. Эмпирически выявить круг чтения современного младшего школьника.

В научной работе используются методы:

1. Теоретический анализ литературы.

2. Анкетирование.

3. Анализ документации.

4. Методы качественной и количественной обработки результатов.

Чтение относится к одному из видов человеческой деятельности, причем деятельности творческой. «Труд читателя» вызван потребностями личности, имеет свои мотивы и цели, средства и операции; он направлен на определенный предмет и устремлен к результату.

Цели читателя зависят и от его возраста, и от уровня его общей и профессиональной культуры, обусловлены конкретной ситуацией.

Потребность в чтении формируется постепенно и связана как с эмоциональным, эстетическим воздействием литературы как искусства, так и с ее информационным потенциалом - возможностями открытия новых для читателя миров, жизненных ситуаций, размышлений.

Предметом чтения становится книга, письменная речь, овеществленная в виде текста.

 

Средствами осуществления цели являются, во-первых, навык чтения (техническая сторона процесса чтения) и, во-вторых, система умений, необходимых для полноценного восприятия и осмысления прочитанного.

Операции читательской деятельности - это приемы, которыми пользуется читатель для извлечения смысла текста.

В методике преподавания литературы под процессом чтения понимают процесс восприятия словесного произведения, который может быть представлен в виде схемы: зрительное восприятие текста как набора буквенных символов - перекодировка символов (букв) в звуки и произнесение слов - психическое восприятие слов (понимание их значения, воссоздание образов, понятий и содержания текста) - осмысление читаемого (постижение смысла).

Очевидно, что деятельность читателя напрямую зависит как от специфики текста, художественного или научного, так и от целей, которые читатель ставит перед собой.

Изучение отношения младшего школьника к литературному герою показало, что следует различать три вида этих отношений.

. Эмоциональное отношение, осознаваемое и произвольно выражаемое в словесной форме «нравится - не нравится».

. Интеллектуально-оценочное, осознаваемое и произвольно выражаемое в словесной форме «хороший - плохой».

.Отношение, которое может не осознаваться ребенком, но непроизвольно выражается в его деятельности, когда перед ним не стоит задача выразить свое отношение (в игре, в пересказе, в сочинении).

Становится понятным, насколько важен личный опыт ребенка для восприятия текста и его лексический запас для выражения своих чувств и отношений.

Литературно-творческая деятельность невозможна без активной работы воображения. У младших школьников, обладающих известным жизненным опытом, воссоздающее воображение становится по сравнению с воображением дошкольников более точным, а фантазия (творческое воображение) - более глубокой по своему содержанию.

Хотя круг чтения младших школьников во многом определяется школьной программой (изучаются в основном классика детской литературы), тем не менее, детям 7-10 лет предлагается значительный но объему репертуар чтения, выходящий за рамки программного. Трудно представить развитие ребенка этого возраста без произведений Р. Погодина, В. Воскобойиикова, B. Крапивина, В. Медведева, Е. Велктистова, Ю. Олеши, а также А. Толстого, М. Зощенко, Е. Шварца и др.

Особый интерес у младших школьников способны вызвать книги, герои которых такие же школьники, как они сами, например: "Витя Малеев в школе и дома" Н. Носова, "Многотрудная, полная невзгод и опасностей, жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника" Л. Давыдычев, "Ольга Яковлева" C. Ивановой и др.

Для детей младшего школьного возраста непреходящую ценность имеют книги С. Лагерлеф "Приключения Нильса с дикими гусями", Пройслера "Маленькая Баба Яга", О. Уальда ("Мальчик-звезда"), Д. Толкина ("Властелин колец"), Р. Киплинга ("Маугли"), А. Экзюпери ("Маленький принц"), Я. Корчака ("Король Матиуш I").

Для этого возраста предназначено и большинство произведений Астрид Линдгрен, книги Э. Расие "Приключения Мюнхаузена", Д. Свифта "Путешествие Гулливера", Д. Дефо "Робинзон Крузо". Многим детям младшего школьного возраста уже доступны повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна", "Принц и нищий", а также отдельные произведения Ч. Диккенса.

 

Для девочек в последние годы в серии "Незнакомая классика. Книга для души" издана повесть американской писательницы Э. Портер "Полианна", которая пришлась по душе не только детям, но и взрослым. Для чтения девочек рекомендуется также книга Ф. Бернетт "Маленькая принцесса".

Для мальчиков издана и пользуется большим спросом книга Г, Белля "Долина грохочущих копыт" и Ф. Бернетт "Маленький лорд Фонтлерой". Эти книги пробуждают у детей чувства добра и сострадания.

Особое место в книжном собрании для детей младшего школьного возраста принадлежит Библии, а также "Мифам древней Греции", без чтения которых невозможно понять великие произведения искусства, созданные на их сюжеты. Так, младшим школьникам адресована книга "Вавилонская башня и другие библейские предания". Особую ценность имеют переиздания детской Библии. Для выборочного чтения можно рекомендовать младшим школьникам познакомиться с книгой Н. Куна "Легенды и мифы древней Греции" или книгой В. и Л. Успенских "Мифы древней Греции".

Из исторических книг особую ценность представляют книги о нашем Отечестве, впервые изданные до революции, а именно: Головин Н. "Моя первая русская история: В рассказах для детей", и книга А. Ишимовой "История России в рассказах для детей".

Из энциклопедий общего характера большую ценность для младших школьников может представить энциклопедия М. Беттерфилда, Д. Тернера и П. Бисета "5000 вопросов и ответов о нашем мире: Детская энциклопедия".

Что касается отечественных энциклопедий для учащихся начальной школы, то самой лучшим и проверенным временем считается энциклопедический словарь "Что такое? Кто такой?" в 2-х томах.

 

Получить информацию о лучших книгах для детей (с годовалого возраста и до 14 лет) помогут родителям специальные указатели литературы. Фундаментальным справочником является трехтомник "Писатели нашего детства. 100 имен". К уникальным библиографическим пособиям можно отнести и детскую литературную энциклопедию "Я познаю мир: Литература", где каждый очерк о писателях заканчивается рубрикой "Листая страницы" со стихами, сказками, рассказами или отрывками из произведений данного автора.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что круг чтения в младшем школьном возрасте очень важен. С помощью чтения у ребенка развивается воображение. Также он получает эстетическое удовольствие от прочитанного.

Для выявлянения круга чтения младших школьников была составлена анкета (приложение 2), которая состоит из 12 вопросов. Там имеются, как вопросы с выбором варианта ответа, так и без выбора ответа, где учащийся должен сам написать свой ответ. Перед началом дана подробная инструкция. От учащегося требуется только написать свое имя и выполнить задания. По 1 вопросу (Любишь ли ты читать книги) сразу можно понять читает ли книги ребенок или нет. Со 2 вопросом лучше всего справятся те, кто много читает, но и для других ребят этот вопрос несложный. По 3 вопросу мы можем понять, читает ли ребенок сам или на него воздействую какие-либо внешние факторы. 4 вопрос на предпочтение книг. Тут мы можем узнать какие жанры больше нравятся детям. 5 вопрос покажет нам, читают ли сейчас дети журналы и какие. С 6 по 9 вопросы мы можем узнать, какое отношение к книгам в семье младших школьников. По 11 вопросу мы можем узнать, какую книгу прочитал ребенок прямо сейчас. И в 12 вопросе рекомендация ребенка какой-нибудь книги.

 

Приложение 1.

Книги для младшего школьного возраста:

     

 

 


 

 

 

 

     

 

 


 

 

 

 



Приложение 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: