Мультимедийные технологии в образовании

Ромы В.В.

 

Гуманитарно-педагогический институт ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,

г. Севастополь, Россия

 

Слово «мультимедиа» стало популярным с 90-х годов 20-го столетия.

Multimedia - (англ.) многокомпонентная среда, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию.

Мультимедиа как средство обучения могут использоваться в различных образовательных контекстах, предоставляя мультимедийные продукты и информационные ресурсы Интернета для обучения, выработки практических навыков и развития критического мышления. Мультимедиа-продукты могут способствовать улучшению качества образования в отдельных предметных областях и на стыке научных направлений.

Мультимедийные приложения (программы, продукты) могут быть использованы как одна из возможных сред обучения, применимая в разнообразных образовательных контекстах, в которых обучаемые усваивают учебный материал и участвуют в диалоге с соучениками и преподавателями. Таким образом, учебные мультимедиа при определенных обстоятельствах

Модель предложенная Бентом Б. Андерсеном, классифицирует стратегию применения мультимедиа в образовании в соответствии с ролью преподавателя, учащихся и мультимедиа в зависимости от последовательности предоставления изучаемой информации и выполнения учебных заданий

Метод линейного представления информации. Данный метод представления мультимедийной информации последовательно знакомит школьника с учебным материалом, используя возможности линейной навигации в рамках всего ресурса. Достоинство данного метода заключается в более широких возможностях интеграции различных типов мультимедийной информации в рамках одного средства обучения. Недостатком служит - отсутствие возможности контроля за ходом изложения материала (нет возможности управления процессом изложения материала). Этот метод рекомендуется для учащихся, которые не обладают, либо обладают очень ограниченными предварительными знаниями в изучаемой области и им требуется обзорное изложение изучаемого материала. Мультимедийный курс полностью соответствует главам традиционного учебника и за счет этого, не требует от учеников усилий при изучении материала.

Метод нелинейного представления информации. Это метод организации в мультимедийных средствах обучения нелинейных способов связывания информации и использование структурированной системы навигации между мультимедийными ресурсами на основе гиперссылок. В данном методе используются активные методы педагогической деятельности, которые позволяют обучаемому проявлять самостоятельность при выборе изучаемого материала. Достоинствами данного метода являются - четкая структуризации материала, возможность поиска информации, навигации в больших базах данных, организации информации по определенным критериям. Использование гипертекстовых материалов при обучении удобно для восприятия, запоминания, направлено на свободу выбора и самостоятельность при изучении материалов. Данный метод, основанный на нелинейном представлении информации, рекомендуется использовать в том случае, когда ученики уже обладают некоторыми предварительными знаниями по изучаемой тематике, достаточными для того, чтобы они могли самостоятельно задавать вопросы и ставить перед собой задачи, или когда они могут четко сформулировать свой вопрос [1, c. 26].

Мультимедийные технологии позволяют осмысленно и гармонично сочетать различные виды мультимедийной информации, помогают представлять знания в различных форматах, а именно:

- изображения, в частности, сканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;

- звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;

- видео, сложные видеоэффекты и анимационное имитирование;

- анимации и симуляции.

Несмотря на безапелляционный факт широкого применения мультимедийных обучающих систем в образовательном процессе на всех этапах и в разных формах, ощутимый дефицит доступных широкому пользователю образовательных мультимедийных средств и программ. Использование мультимедийных технологий может положительно сказаться сразу на нескольких аспектах открытого и дистанционного учебного процесса:

- стимулировать когнитивные аспекты обучения, такие, как восприятие и осознание информации;

- усилить мотивацию учащихся;

- помочь в развитии навыков совместной работы и коллективного познания;

- развить у учеников фундаментальный подход к обучению, следовательно, помочь в формировании более глубокого понимания [3].

Использование мультимедийных технологий в учебном процессе позволяет перейти от пассивного к активному образу реализации образовательной деятельности, при котором студент выступает главным участником процесса обучения. Подбирая мультимедийные средства обучения, преподаватель должен учитывать своеобразие конкретного учебного предмета, предусматривать специфику науки, понятийный аппарат, особенности методов исследования ее закономерностей. [4].

В настоящий момент очень остро встает вопрос комплектации школ готовыми мультимедийными учебными материалами, разработанные сторонними разработчиками или сотрудниками вузов.

Разработка собственных мультимедийных ресурсов, которые более направлены на специфику каждого предмета, предполагает наличие высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, умеющие разрабатывать электронные курсы, что возможно не в каждой школе.

Использование средств наглядности при использовании современных педагогических технологий позволяет повысить уровень обучения: значительно увеличивается наглядность курса, т.к. в своей работе учитель сегодня сталкивается с серьезной проблемой отсутствия материальной базы наглядности: карты устарели, тематические картины практически не выпускаются, диафильмы не актуальны и т.д.

Так же современные средства обучения на основе медиа-технологий могут обладать уникальными свойствами и функциями наглядности, которые способны изменить весь процесс обучения. Цифровые образовательные ресурсы позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов. Наглядные материалы должны отвечать общедидактическим, эргономическим и методическим требованиям, от соблюдения которых может зависеть скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний. Исследовательница утверждает, что наглядные средства обучения должны быть:

1. Ориентированы на мотивацию обучения, вызывать интерес и увлекать познавательной деятельностью.

2. Быть доступными, то есть соответствовать возрастным особенностям учащихся. Каждому учителю хорошо известно, что школьникам можно давать только такой материал, который они готовы воспринимать.

3. Содержательны с позиций современной науки и для передачи смысловой полноты теоретического материала. Теоретическое изложение наглядного материала позволяет обеспечивать системность, последовательность и прочность усвоения изучаемой темы;

4. Интерактивными, способными организовывать коммуникативные ситуации. В компьютерных средствах обучения, в технологию которых изначально заложен принцип интерактивности (то есть обратной связи), это требование часто используется на самом простом уровне. Цифровые технологии позволяют создавать и более интересные обучающие ситуации с помощью визуальных тестов, проблемных вопросов, и иных коммуникативных ситуаций;

5. Иллюстративны, когда используется разного вида наглядность в трудном для понимания материале. Но здесь надо очень осторожно использовать образность наглядного материала, так как чрезмерное увлечение представления информации может увести учащихся от основной идеи автора наглядного пособия;

6. Дозированными с оптимальным использованием наглядности. Наверное, каждый педагог может привести пример использования готовых средств обучения, в которых огромное количество информации. С одной стороны, это хорошо, но с другой – переизбыток информации может привести и к обратному эффекту. Внимание обучающихся будет отвлекаться на посторонние детали, а учителю сложно выстроить занятие [2].

 

Литература

1. Бент Б. Андерсен, Катя Ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. — М.: Дрофа, 2007.

2. М.И. Мальцева. Использование мультимедийных средств наглядности в преподавании истории. // НТО Марий Эл - 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-multimediynyh-sredstv-naglyadnosti-v-prepodavanii-istorii/viewer

3. Стариков Д.А. Педагогические условия внедрения мультимедиа технологий в процесс обучения студентов ВУЗа: Дисс. … на соискание уч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 / Стариков Дмитрий Александрович. – Нижний Новгород, 2009. – 197 с. 74–75.

4. Сумина Г. А., Ушакова Н. Ю. Использование мультимедийных технологий в учебном процессе вуза // «Успехи естествознания». – 2007. – №5 [Электронный ресурс]. – Режым доступа: http://masters.donntu.edu. ua/2007/fgtu/dedich/library/sumina/index.htm.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: