Примечание: по согласованию с руководителем дипломного проекта производятся расчеты на прочность наиболее нагруженных деталей приспособления.
Методика расчета на прочность приведена [2], [4].
Выбор конструкционных материалов и допускаемых напряжений
Для изготовления деталей машин, оборудования, приспособлений применяют чугун, сталь, цветные металлы, сплавы и неметаллические материалы (пластмасса, древесина, резина, бумага, асбест, паронит войлок, изоляционные ленты, клен). Выбирая материал и вид термообработки, учитывают требуемую надежность деталей в течение определенного срока службы при заданных или выбранных габаритных размерах, а также экономические факторы и условия изготовления.
Для деталей, размеры которых определяются условиями прочности, используют преимущественно улучшенную или закаленную сталь и чугун повышенной прочности. Детали, размеры которых обусловлены жесткостью, выполняют из материалов с высоким модулем упругости - термически не обработанной стали и чугуна. Детали, подверженные большим контактным напряжениям и износу, изготавливают из закаленной до высокой твердости стали; подверженные средним и низким напряжениям - из улучшенной стали, чугуна и неметаллических материалов.
Из двух сопряженных деталей, для которых основным критерием является износостойкость в условиях скольжения, одну выполняют с более твердой рабочей поверхностью. Для сопряженной детали в антифрикционных узлах (подшипники, направляющие) применяют антифрикционный материал, а во фрикционных узлах (тормоза, муфты, фрикционные передачи) - фрикционный.
Детали, работающие при высоких температурах, изготавливают из жаростойких или жаропрочных сплавов. Если размеры деталей выбраны заранее, то материал назначают на основе расчета. Сложные по форме детали, например корпусные с большим числом стенок и приливов, выполняют из литейных материалов (чугуна, бронзы и др.).
Допускаемые напряжения выбирают двумя методами: табличным и дифференциальным. При дифференциальном, более сложном, методе напряжения рассчитывают по формулам, в которых учтен ряд факторов (цикл напряжений, вид нагрузки, конструктивные особенности деталей, материал и др.).
В справочниках, как правило, приводят основные допускаемые напряжения растяжения [σр]. Допускаемые напряжения для деформаций других видов можно ориентировочно определить по зависимостям, указанным в таблице 5.2.
При циклической нагрузке, характеризующейся определенными показателями ее изменения во времени, допускаемые напряжения находят по более сложным формулам.
Таблица 5,2 - Допускаемые напряжения при различных деформациях
Вид деформации | Материалы | |
пластические | хрупкие | |
Сжатие | [σс] = [σр] | [σс] = 3,0…4,5[σр] |
Смятие | [σсм] = 1,7…2,0[σр] | [σсм] = 2,0…2,5[σр] |
Срез | [τср] = 0,6…0,8[σр] | [τср] = 0,8…1,1[σр] |
Кручение | [τкр] = 0,5…0,6[σр] | [τкр] = 1,0…1,5[σр] |
Изгиб | [σи] = [σр] | [σи] = [σр] |
Технико-экономическая оценка разрабатываемой конструкции.
Расчет стоимости приспособления
Стоимость приспособления принимаем по укрупненным показателям [14]
С присп = С * К пов. (5.10)
где С – стоимость приспособления, руб.;
К пов – коэффициент учитывающий рост цен.
Годовая экономия от внедрения конструкции.
Эг= (t1 – t2) *N* Cч*П; (5.11)
где t1 –трудоёмкость до внедрения конструкции, чел.ч;
t2 - трудоёмкость после внедрения конструкции (см. операционную карту), чел.ч;
N – количество использований конструкции в год;
Cч – часовая тарифная ставка рабочего, руб/ч;
П – коэффициент, учитывающий премию
Срок окупаемости конструкции.
Ток = Сприсп /Эг, (5.13)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Основной целью экономического раздела дипломного проекта является экономическое обоснование целесообразности предлагаемых мероприятий по совершенствованию организации технологических процессов ТО и ремонта подвижного состава в АТП.
Критерием экономической целесообразности внедрения новой техники, совершенствования организации производства является годовой экономический эффект.
Экономический раздел включает:
1. Прямые расходы;
1.1. Расчет фонда заработной платы ремонтных рабочих;
1.2. Расчет затрат на материалы и запасные части;
2. Общехозяйственные расходы;
3. Расчет общей суммы расходов по объекту проектирования;
4. Расчет экономического эффекта от внедрения проекта.
Расчеты экономического раздела ведутся только по проекту на основе расчетных показателей технологического и организационного разделов дипломного проекта. В соответствии с темой индивидуального задания могут быть внесены дополнения и изменения в расчетах.