Чем отличается еврейский национализм

Теперь нам предстоит сделать парадоксальный вывод. В начале статьи мы выяснили, что иудаизм - это национализм, а затем пришли к выводу, что национализм исконно порочен. Как же нам тогда оправдать иудаизм? Ведь если он выражает волю Б-га, значит, он не может быть плох.

Ответ надо искать в той главной задаче, которая возложена на еврейский народ, но о которой, к сожалению, многие забыли. Посмотрим, что говорит нам Тора по этому вопросу в разных ситуациях.

1. Призывая Аврагама стать основателем избранного народа, Б-г дает ему ряд обещаний, но лишь одно указание на будущее: "И ты будешь благословением (браха)" (Берешит, 12:2).

Наши мудрецы комментируют: "Вместо этого надо читать брейха (бассейн). Подобно тому, как (ритуальный) бассейн очищает от нечистоты, так и ты будешь приближать отдалившихся, очищая их для своего Царя Небесного".

2. Объясняя цель Своего откровения у горы Синай, Б-г сказал: "И будете вы Мне царством священников и народом святым" (Шмот, 19:6).

Слово "священники" означает эмиссары Г-спода. Евреям предназначалось "научить весь род человеческий провозглашать Имя Б-га и всем вместе служить Ему - такова будет задача Израиля в будущем". "На еврейский народ, царство священников, возлагалась задача сохранить и в качестве народа святого исполнять законы Б-жественной Торы среди человечества, как поступает священнослужитель в среде своей паствы".

3. Тора была дана в пустыне, на общей, "бесхозной земле". Если бы евреи получили ее в стране Израиля, то они могли бы заявить народам мира: "Нет у вас доли в ней". Таким образом, сам выбор места дарования Торы учит нас, что мы призваны стать наставниками других народов.

4. Моше повелел евреям написать слова Торы "очень ясно" (Дварим, 27:8),, как сказано в комментарии, "на семидесяти языках". Это еще одно указание на то, что Тора адресована всему миру. Аналогичное толкование мы находим у Раши в одном из его первых комментариев на книгу Берешит. Ссылаясь на Мидраш, он объясняет: Тора начинается с этой книги, где почти нет заповедей, для того, чтобы евреи умели отстаивать свое право на Эрец-Исраэль. "Если народы скажут Израилю: мол, вы захватчики, присвоившие себе землю ханаанцев", то евреи докажут им с помощью Торы, что вся земля принадлежит Б-гу. Простой смысл этого мидраша: вся книга Берешит была написана в первую очередь для народов мира.

5. В Торе выделен маленький абзац "Шма", о котором сказано: всякий, кто читает его утром и вечером, "как будто изучал Тору днем и ночью". Чему же учит нас этот отрывок, представляющий, по словам мудрецов, всю Тору? "Слушай, Израиль, Г-сподь [который сейчас только] наш Б-г, Г-сподь [в будущем станет] Един", т.е. будет признан во всем мире. "И тогда я обращу к народам язык чистый, чтобы все они провозгласили Имя Б-га" (Раши к книге Дварим). В этих словах заключена та же самая мысль: евреи призваны освещать путь истины всем народам.

6. Определяя задачу Израиля, наши пророки формулировали ее как миссию в отношении других народов. Например, Ишаягу говорил, что евреи должны быть "светом народов" (42:6). По его словам, в конце дней "устремятся все народы к горе дома Г-сподня... и скажут: 'Пусть Он научит нас путям Своим, чтобы пошли мы стезями Его.' Ибо из Сиона выйдет Тора и слово Г-сподне - из Иерусалима" (2:2,3). Он же возвестил: "Полна будет земля знанием Г-спода, как полно море водами" (11:9).

7. Хотя иудаизм не поощряет прозелитизм, наши мудрецы предвидели, что в конце дней народы мира захотят перейти в еврейскую религию. Рабейну Нисим писал: "Все народы примут нашу веру, со всеми деталями и подробностями мицвот". В одном недавнем комментарии утверждается даже, что окончательное избавление зависит от нравственного исправления человечества, и поскольку народы мира еще не готовы к этому, избавление откладывается.

Итак, еврейский народ был создан для того, чтобы наставлять другие народы и помочь им вернуться к Б-гу. Следовательно, иудаизм и еврейский национализм не являются самоцелью. Порочность обычного национализма состоит в том, что он ставит во главу угла интересы своей нации. Не таков иудаизм; он стремится к более высокой цели: принести спасение в мир и избавить его от национализма. Национализм, к которому призывает Тора, - национализм Торы - по существу, вторичен. Хотя Тора однозначно подтверждает важность еврейского национального единства, такое единство представляет для нее ценность не само по себе, а лишь как средство осуществления Израилем его великой миссии.

В каком-то смысле Тора продолжает утверждать важность еврейского национального начала, даже когда евреи не справляются со своей ролью и забывают о ней: "Они все равно зовутся детьми Б-га, ведут ли они себя [как дети] или нет". Но даже в этом извинительном утверждении заложена мысль о высшей миссии еврейского народа, надежда, что Израиль снова вспомнит свою задачу - избавить мир от национализма, на что способен только особый народ.

Короче, национализм "хорош" лишь в том случае, если он стремится покончить с национализмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: