Тема 2.3. Учение о познании

При изучении первого вопроса «Познание как философская проблема» следует понять, что изучение сущности познания является одной из основных задач философии. Теория познания(гносеология) являются важнейшим разделом многих философских систем, а порой и основным ее компонентом.

Познание- это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и используют информацию о мире и о самом себе.

Познавательная активность в конечном счете направлена на удовлетворение исторически формирующихся материальных и духовных потребностей и интересов людей, и в этом плане неразрывно связана с целесообразной практической деятельностью. Те, конкретные вещи, явления, процессы, на которые непосредственно направлена познавательная способность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, называется субъектом познания. Субъектом может выступить отдельный индивид, социальная группа или общество в целом. Отсюда «познание»- это специфическое взаимодействие между субъектом и объектом, основная цель которого заключается в обеспечение соответствия с потребностью субъекта моделей и программ, управляющих освоением объекта. Таким образом, гносеология изучает особый тип отношений между субъектом и объектом- познавательный. Отношения познания включает в себя три компонента: субъект, объект и содержание познания. Решение гносеологических проблем в философии базируется на следующих принципах:

Принцип объективности. Он утверждает, объект познания (вещи, природные и социальные явления, знаковые структуры) существует вне и независимо от субъекта и самого процесса познания. Отсюда вытекает методологическое требование- вещи и явления нужно познавать объективно, т.е. такими каковы они есть сами по себе.

Принцип познаваемости. Он утверждает, что реальность надо познать такой, какая она есть. Данный принцип является выводом из всей истории познания и практики человечества. Человек способен неадекватно, с необходимой в каждом конкретном случае полнотой познавать природное и общественное бытие

Принцип отражения. Этот принцип неразрывно связан с понятием отражения, в котором выражена сущность материалистического понимания познания. Первое условие научного понимания и объяснение познания- признание его отражательного характера. Принцип отражения можно сформулировать так: познание объекта есть процесс отражения его в голове человека. В настоящее время, отражение понимается как всеобщее свойство материи и определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем.

Рассматривая второй вопрос «Чувственное и рациональное познание» и их формы» следует исходить из того, что чувственное познание содержит в себе образы, которые дают органы чувств человека.

Основные формы чувственной ступени познания- ощущение, восприятие и представление.  В ощущениях каждый из органов чувств человека специфическим для него способом отражает отдельные свойства, стороны вещей(цвет, звук, запах, твердость). Восприятие- целостное отражение свойств и признаков предмета. Представление- наглядный целостный образ вещи, возникающий на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти.

Рациональное познание. Человек получает информацию посредством естественных сигналов, идущих от объектов и искусственных сигналов, передаваемых от субъекта к субъекту и функционирующих в системе человеческого языка. Рациональное мышление- это функционирование существующих в языке знаний, связанных с реальностью через посредством чувственных образов, способных отражать то, что недоступно органам чувств. Элементарные формы рационального(логического) мышления- понятие, суждение и умозаключение. Понятие- отражает существенные признаки вещей, т.е. которые необходимы и достаточны для их отличия в определенном отношении. Суждение, фиксируя любые признаки предмета, утверждает или отрицает что- либо об объекте познания. Умозаключение представляет собой связывание суждений, дающее новое знание без обращения к показаниям органов чувств.

При изучении третьего вопроса, «Проблема истины в философии и науки» следует исходить из того, что основными противоположными характеристиками отношения познавательного образа, человеческих знаний к объекту выступают истина и заблуждение. Истинным является образ, адекватный отражаемому объекту. Образ, не соответствующий своему объекту, рассматривается как заблуждение.

Под объективностью истины понимается такое содержание наших знаний, которое отражая действительное положение вещей, не зависит от субъекта познания, не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина- означает полное, исчерпывающее знание об объекте. Однако момент абсолютности истины подвижен, является определенным историческим пределом, к которому бесконечно приближается познание. При дальнейшем прогрессе общества то, что казалось абсолютной истиной, превращается в относительную истину.

Рассматривая второй вопрос»Соотношение эмпирического и теоретического анализа», следует помнить, что знания в любой области науки имеют два уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень- это уровень накопления знаний и фактов об исследуемых объектах. В эмпирическом познании объект отражен со стороны связей и отношений, доступных живому содержанию и наблюдению.

На теоретическом уровне достигается синтез научного знания в виде научной теории. Теоретический уровень призван систематизировать, объяснить и предсказать факты, установленные в ходе эмпирического исследования

Факт представляет собой зафиксированное эмпирическое знание и выступает как синоним(т.е. тождественен и близок по значению понятий: «истина, событие, результат»

По схеме: проблема- гипотеза- теория разворачивается, как правило, выявление закономерностей изучаемых объектов, установление принципов, посредством которых раскрывается их предметное содержание.

Проблема- выступает исходным пунктом исследования.Это то, что еще неизвестно, но требуется познать., это вопрос исследователя к объекту. Если познание не начинается с постановки проблемы, то оно оказывается беспредметным. Проблема представляет собой:

1. Трудность, преграду в познавательной задачи

2. Противоречивое условие вопроса

3. Задачу(программу) исследования

4. Концептуальный(идеализированный) объект теории

5. Форму выражения объективной необходимости

6. Объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный практический или теоретический интерес

Гипотеза- вводное допущение или предположение относительно сущности объекта. Она проходит две стадии: выдвижение и последующая проверка.

Теория- это форма научного знания, которая дает всестороннее отображение закономерных и существенных связей исследуемого объекта. В структуру теории входят:

· Аксиомы, принципы, законы, фундаментальные понятия

· Идеализированный объект- абстрактная модель связей и свойств объекта

· Логические приемы

· Закономерности и утверждения, выводимые из основных положений теории


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: