Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Менеджеры начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели, задачи и создали организацию. Контроль очень важен для успешного функционирования организации.
Планы и организационные структуры - это лишь картины того, каким хотелось бы видеть будущее организации руководству. Множество разнообразных обстоятельств может воспрепятствовать реализации задуманного. Изменение законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции и других элементов внешней среды могут превратить планы, вполне реальные в момент их формирования, через некоторое время в нечто совершенно недостижимое. Кроме того, даже самые лучшие организационные проекты имеют свои недостатки. Специализация и разделение труда, например, могут создать проблемы координации, трения между отдельными бригадами и рабочими группами, скучную работу с отсутствием мотивации Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник - М.: Гардарика, 2009. - С. 143..
|
|
Еще одним фактором неопределенности, постоянно присутствующим в управлении, являются люди, которые выполняют основную работу в любой организации. Люди - не компьютеры, их невозможно запрограммировать на выполнение какой-либо задачи с абсолютной точностью. Несмотря на многочисленные успехи в понимании механизма поведения людей в процессе трудовой деятельности, менеджеры еще очень далеки от того, чтобы надежно прогнозировать ответную реакцию работников на введение новых инструкций и команд, возложение на них дополнительных прав и обязанностей. Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды и поведения людей. Конечно, время от времени определенная случайная ситуация может развиваться слишком быстро, чтобы организация сразу могла зафиксировать ее и отработать линию поведения, но в большинстве случаев нет никакой необходимости постоянно использовать методы кризисного управления.
Функция контроля - это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы превратятся в кризис. Поэтому одна из важных причин необходимости контроля состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Контроль не может оставаться прерогативой исключительно менеджера, назначенного "контролером", и его помощников. Каждый руководитель, независимо от его ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если ему никто этого специально не поручал Друкер П. Задачи менеджмента в ХХІ веке. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2009. - С. 95..
|
|
Контроль является одним из наиболее фундаментальных элементов процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать в отрыве от контроля. Действительно, фактически они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам / А. А. Брасс. - Мн: Современная школа, 2010.- С. 109..
Процесс контроля состоит в определении стандартов, фактически достигнутых результатов и осуществлении корректировок, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Понятие и сущность организационной структуры управления. Виды организационных структур структуры управления, их виды, основные достоинства и недостатки
Организационная структура – это совокупность управленческих подразделений, между которыми установлена система взаимосвязей, призванных обеспечить реализацию различных видов работ, функций и процессов для достижения определенных целей.
В зависимости от степени выраженности параметров структуры управления делятся на две группы: 1. бюрократические (механистические) 2.органические (адаптивные) структуры
1.Бюрократические (механистические) организационные структуры характеризуются жесткой иерархией власти в организации, формализацией используемых правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью. Можно выделить ряд основных характеристик
- высокая централизованная иерархия полномочий;
- коммуникации и принятие решений по принципу «сверху вниз»;
- высокий уровень использования стандартов: много детальных правил и стандартных операционных процедур;
- четко специфицированные задачи и роли и определенное разделение труда.
Выделяют следующие основные механистические организационные структуры:
Линeйнaя организационная cтpyктypa 2 Линeйнo-штaбнaя организационная cтpyктypa