Методические рекомендации по использованию метода

«Шесть шляп мышления в начальной школе»

Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит, в шляпе-то – вся суть!

Метод «Шесть шляп мышления», разработан доктором медицины и психологии Оксфордского университета Эдвардом де Боне, крупнейшим специалистом с мировым именем в области творческого и концептуального мышления, автором 64 книг, переведенных на 35 языков мира, доктором медицины и психологии, руководителем Центра по изучению мышления Оксфордского университета.

Этот метод позволяет ребенку латентно (скрыто, незаметно) включиться в процесс обсуждения, построения активного высказывания, и учитывает ведущие каналы обучения.

Основными задачами являются:

  • Формирование и развитие информационной компетентности;
  • Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией;
  • Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;
  • Формирование понимания того, что существуют сложные ситуации, когда один человек не в состоянии охватить все аспекты проблемы, в первую очередь, через демонстрацию многозначности возможных решений.
  • Формирование контрольно-оценочной самостоятельности.

Технология и использованный метод «Шесть шляп» ориентированы на:

  • Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной направленности.
  • Развитие навыков упорядоченного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.

Данный метод позволяет детям с разным уровнем речевого развития чувствовать себя комфортно и оценивать себя адекватно, быть соавтором уроков.

Прежде чем рассмотреть метод «Шесть шляп мышления», предназначенный для того, чтобы научить детей более эффективно управлять своим мышлением, обратимся к основным положениям теории о природе и видах мышления. В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от уровня развития данной способности в каждом отдельном человеке, все люди регулярно испытывают неудовольствие оттого, что не всю информацию удалось учесть при принятии какого – либо решения, не все аргументы удалось найти и высказать в процессе презентации своей идеи. Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Как же навести порядок в «кладовых своих мыслей»? Как в нужных ситуациях отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от фактов? На данные вопросы помогает ответить метод «Шесть шляп мышления», Мышление является высшим познавательным процессом.

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. К основным типам мышления можно отнести - теоретическое и практическое. Теоретическое мышление в свою очередь делится на два вида: теоретическое понятийное и теоретическое образное. Практическое мышление также имеет два вида: наглядно- образное и наглядно-действенное. На рисунке представлена описанная структура мышления.

Оба рассмотренных типа мышления, как правило, дополняют друг друга, раскрывают в большей полноте разные стороны бытия. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности было бы не столь глубоким и разносторонним, каким оно является на деле.

В основу концепции своего метода Э. де Боне положил представление о наличие у человека двух типов мышления: «реактивного» и «взвешенного».

Метод «Шляпы мышления» как раз и предназначен для повышения эффективности взвешенного типа мышления.

Почему именно шляпы? Вот как на этот вопрос ответили сами дети: «Шляпа прикрывает голову, а значит наши мысли».

«Человек, выходя из дома, может надеть то одну шляпу, то другую. Также когда он говорит, он должен думать, правильно выражать свои чувства, как бы надевать разные шляпы».

А вот как это объясняет Эдвард де Боне: «Шесть шляп позволят нам «дирижировать оркестром своих мыслей». Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления».

Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления в зависимости от поставленной задачи, и делать это с такой же легкостью, как снимать и надевать шляпу. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении.

В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Вот краткое описание каждого из режимов

Красная шляпа. Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? –На занятиях знакомство со шляпами каждого цвета происходит постепенно, поочередно. Сначала вводится «красная» шляпа для эмоционального всплеска, для обсуждения на уровне «вам понравилось?», какие чувства вызвала та или иная игра, сказка и т.д.

После того, как ребята легко научаются пользоваться «красной» шляпой, умеют высказывать свои эмоции только под полями этой шляпы, вводятся шляпы двух цветов – желтая и черная.

Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? –

Черная шляпа. Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?

Надевая желтую шляпу, ребенок учится во всем искать только положительные моменты. А надевая черную – только отрицательные черты героев, минусы в поведении различных сказочных персонажей.

Когда дети научаются выделять + и – в поведении героев, в какой-то ситуации, умеют а как бы могла закончиться та или иная ситуация, то есть выделять интересные моменты, вводится символ зеленой шляпы.

Стратегия решения проблем    И.Д.Е.А.Л.

(Дж. Брэндсфорд и Д. Стайн)

                                                                  (адаптация: Загашев И.О.)

АББРЕВИАТУРА И.Д.Е.А.Л. ЯВЛЯЕТСЯ "КАЛЬКОЙ" С АНГЛИЙСКОГО I.D.E.A.L.

ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТОЙ СТРАТЕГИИ:  РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ.

КАК ВИДНО ИЗ АББРЕВИАТУРЫ, ДАННАЯ СТРАТЕГИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПЯТЬ ЭТАПОВ:

1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ

  На первом этапе проблема формулируется в самом общем виде.

2. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ В ВИДЕ ВОПРОСА

На втором этапе учащиеся формулируют проблему в виде вопроса. Вопрос должен быть предельно уточненным, конкретным, начинаться со слова "Как..." и в нем должны отсутствовать негативные конструкты (частица "не", например).

3. ГЕНЕРИРОВАНИЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕГО ЧИСЛА ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

 Этот этап осуществляется посредством использования "мозговой атаки". Любая критика здесь запрещена. Важно количество - чем больше, тем лучше (можно использовать кластеры).

4. ВЫБОР НАИЛУЧШИХ ВАРИАНТОВ

Теперь учащиеся, "взвесив" все "за" и "против", выбирают наиболее лучший(-ие) вариант(-ты) решения проблемы.

5. ПЛАНИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ.

На последнем этапе учащиеся разрабатывают план осуществления своего решения.

Чтобы сохранить аббревиатуру, были придуманы следующие формулировки:

И - Интересно, в чем же здесь проблема;

Д - Давайте зададим проблемный вопрос;

Е - Есть ли какие-то варианты решения проблемы?

А - Ах, как трудно сделать выбор!

Л - Любопытно, как теперь ЭТО воплотить в жизнь.    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: