Оборудование: кубик льда, ёмкость с водой, зубочистка и соль.
Кубик льда кладём в миску с водой, аккуратно прикладываем сверху зубочистку и посыпаем вокруг неё совсем немного соли. Теперь подождём пару секунд и поднимем зубочистку.
Результат: зубочистка приклеилась ко льду настолько сильно, что поднимает весь кубик!
Вывод: секрет прост - во всем «виновата» соль. Чтобы замёрзнуть, солёной воде необходима более низкая температура, чем пресной. Посыпав соль на кубик, мы заставили лёд таять. При этом солёный раствор постепенно стекает в ёмкость, а зубочистка вмерзает в новообразованный лёд.
Опыт десятый: дрессированные зубочистки.
Оборудование: ёмкость с чистой водой, 5-7 зубочисток, кубик сахара и небольшой кусочек мыла.
Аккуратно кладём зубочистки на поверхность воды в произвольном порядке, главное, чтобы они не соприкасались. Затем кладём в середину миски сахар.
Результат: зубочистки спешат к центру.
Теперь кладём в то же место мыло.
Результат: зубочистки спешат в разные стороны!
|
|
Вывод: сахар впитывает влагу, и зубочистки стремятся к созданному «водовороту», если можно так выразиться. Мыло, в свою очередь, создаёт дисбаланс в натяжении воды - в центре миски оно становится слабее, и зубочистки стремятся туда, где натяжение поверхности более сильно.
Опыт одиннадцатый: чудо – перец.
Оборудование: ёмкость с чистой водой, молотый перец и жидкое мыло.
В ёмкость с водой насыпаем молотый перец, специи должны покрыть всю поверхность воды. Затем макаем палец в жидкое мыло и дотрагиваемся до поверхности.
Результат: мелкий перец начинает бежать от пальца в разные стороны!
Вывод: мыло меняет натяжение воды и перец стремится от пальца к краям ёмкости, где натяжение выше.
Опыт двенадцатый: может ли вода подняться вверх?
Оборудование: 4 стаканчика, вода (окрашенная в разные цвета) и бинт.
Мы наливаем в стаканы воду, окрашенную в разные цвета. Затем опускаем в них бинт, свёрнутый в несколько слоёв так, чтобы в воде была только часть бинта.
Результат: через некоторое время бинт станет весь разноцветным.
Вывод: этот опыт демонстрирует капиллярный эффект, то есть способность воды подниматься вверх по узеньким канальцам ниток, из которых сделан бинт.
Опыт тринадцатый: бумажные цветы.
Оборудование: вода, ножницы, листы цветной бумаги (тонкие и плотные) и просторная ёмкость для воды.
Аккуратно складываем листы бумаги, вырезаем цветочки и загибаем их лепестками внутрь. Затем кладём цветочки в ёмкость с водой.
Результат: через несколько минут происходит невероятное – цветы раскрывают свои лепесточки!
|
|
Вывод: все довольно просто. Лепестки бумажных цветов впитывают в себя воду и под собственной тяжестью они «распускаются».
Заключение
Ученые правы: нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого же вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий, сколько в её свойствах.
В своей исследовательской работе мы собрали информацию о воде из разных источников - из книг, научно - популярных статей и фильмов из Интернета. Проанализировали её и выделили свойства воды, которые придают ей уникальность. Мы постарались описать некоторые необычные свойства воды: ее физико-химические свойства; способность воды воспринимать и сохранять информацию. Итак, найдя ответы на интересующие нас вопросы, мы сделали первый вывод, что вода – действительно чудо природы. Вода – это жизнь и заменить её ничем нельзя. Она волшебница: она и туча, и туман, и ручей, и океан, и летает, и бежит, и стеклянной может быть.
Нами была проведена серия опытов, наглядно доказывающих такие удивительные свойства воды, как: способность растворять, испаряться и в газообразном состоянии конденсироваться. На основании проведенных опытов мне открылись новые, ранее не изученные мною свойства воды. Во-первых, вода может течь не только вниз. Она самопроизвольно может подниматься вверх. Во-вторых, благодаря поверхностному натяжению, вода, даже в переполненном стакане не прольётся, а поднимется своеобразной «горкой». Так же я узнал, что предмет, погружённый в воду, кажется больше своих реальных размеров из-за преломления лучей света при прохождении из одной оптической среды (воздух) в другую (вода). Вода способна расширяться при замерзании в отличие от других веществ, которые сжимаются.
На основании данных, полученных опытным путем, а также в результате теоретического анализа научно-популярной литературы можно сделать вывод, подтверждающий гипотезу исследования: вода – действительно уникальное вещество, и мы с полной уверенностью можем сказать: «Вода – это жизнь»!
Оказалось, что проведение опытов – это не только способ изучения, но и способ очень весело проводить время. Такие опыты-фокусы очень понравились моим одноклассникам, думаю, что они помогли детям познакомиться с удивительными свойствами самой простой воды.
Мы достигли своей цели и надеемся, что исследования, проведенные в данной работе, расширят кругозор учащихся и у них появится интерес к изучению физики. А для этого мы издали свой первый сборник опытов.
А сколько еще неизвестного, неизведанного и ценного для человека таит в себе, казалось бы, обычная вода?! Именно, во имя сохранения одного из главных богатств на Земле – воды, нам необходимо расширять о ней свои знания.