База знаний предприятия

Совокупность знаний, которыми обладают сотрудники предприятия, группы и подразделения, а также все связанные с предприятием внешние стратегические партнеры (потребители, поставщики, соисполнители, дилеры), составляют базу знаний предприятия. В базу знаний могут быть включены:

теория

результаты творческой деятельности

умения

навыки.

Под «умением» понимается, что исполнитель способен выполнить оригинальную задачу, операцию, если она встретится, относительно рациональным способом, а под «навыком» - что исполнитель способен выполнять множество раз повторяющуюся стандартную задачу наиболее эффектным способом.

По содержанию индивидуальные и коллективные базы знаний характеризуются наличием следующих элементов:

теоретические знания

результаты творческой деятельности

умения

навыки.

Совокупность знаний в виде теории, творческих результатов, умений, навыков и компетенций составляет интеллектуальный капитал фирмы и ее интеллектуальную собственность.

Интеллектуальный капитал (ИК) – это знания, обладающие потенциальной ценностью, т.е. ИДЕИ. Как таковой, интеллектуальный капитал не имеет реальной ценности, пока он еще не защищен и не используется. Интеллектуальный капитал (связи с клиентами, технология, способности сотрудников, прикладной опыт) помещается в одну группу с человеческим интеллектуальным капиталом и так называемым структурным интеллектуальным капиталом.

Человеческий интеллектуальный капитал – это индивидуальные знания и навыки. Структурный интеллектуальный капитал – это та часть интеллектуального капитала, которая остается у фирмы после ухода сотрудника.

Интеллектуальная собственность (ИС) – знания, которые являются чьей-либо собственностью, т.е. защищены патентом. Интеллектуальная собственность, по определению, имеет количественный стоимостной потенциал, который зависит от будущего ее использования. Это стоимостной потенциал, однако, остается не реализованным до тех пор, пока интеллектуальная собственность не используется каким-либо способом.

Интеллектуальные активы – знания, имеющие определенную стоимость и используемые целенаправленным образом. Патенты, лицензируемые для конкретной цели, превращают интеллектуальную собственность в интеллектуальные активы, имеющие для своего владельца конкретную, выраженную в деньгах, стоимость. Во многих корпорациях наиболее легко определяемыми в управляемыми видами интеллектуальных активов являются патенты, торговые марки, авторские права, коммерческие секреты.

Секрет производства (know how) – техническая, организационная или коммерческая информация, которая защищается от незаконного пользования третьими лицами при следующих условиях, эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. К этой информации нет свободного доступа на законном основании. Обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Коммерческая тайна – это понятие несколько Шпре, чем понятие «секрет производства», так как коммерческую тайну могут составлять списки клиентов, первичные бухгалтерские документы и многие другие сведения.

Средства индивидуализации – к охраноспособным средствам индивидуализации, бесспорно, относятся товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест, фирменные наименования[1].

Портфель прав - чаще всего права ИС передаются не по отдельности, а в сочетании с другими правами или услугами, обеспечивающими в совокупности монополию на производство нового продукта или на использование новой технологии. Иначе говоря, они предаются в составе портфеля прав ИС. Кроме того, права ИС или портфель прав, часто передаются вместе с юридическим лицом – правообладателем. В таких случаях требуется оценка передаваемого портфеля прав ИС в целом или соответственно оценка всего юридического лица, а не отдельных прав ИС.

Знание имеет разнообразную форму и сложную циклическую структуру процесса формирования и использования. Формы проявления знания подразделяются по двум признакам (Рисунок 2):

по характеру проявления выделяются две формы – имплицитная (неявная, латентная, скрытная, индивидуальная) и эксплицитная (явная, открытая, документированная),

по способу формирования также выделяются две формы – рефлексивная (новые знания формируются на систематизированном объеме прошлых знаний) и интуитивная (знания берутся как бы из «головы», используется незначительный объем явного знания).

 

ЗНАНИЕ
клиентов, первичные бухгалтерские документы и многие другие сведения.нформац

     
 


по характеру проявления по способу формирования новых знаний

РЕФЛЕКСИВНАЯ форма Условием рефлексивного процесса формирования новых знаний и намерений является наличие в достаточном объеме систематизированного, доступного для аналитической обработки ЯВНОГО знания, источником которого является опыт (практические знания) и специальный поиск (информация извне) 
ИМПЛИЦИТНАЯ форма,   Проявляется в НЕЯВНОМ, скрытом, латентном виде, основана на индивидуальном опыте и личных ценностях
 

 

 

         
 
   

 

 


ИНТУИТИВНАЯ форма При интуитивном формировании новых знаний и намерений в наличии имеется лишь незначительный объем явного знания, познавательный процесс протекает в «головах», где используются НЕЯВНЫЕ знания, и поэтому процесс трудно поддается контролю
ЭКСПЛИЦИТНАЯ форма   Проявляется в ЯВНОМ, открытом виде, в методических руководствах, каталогах, инструкциях, базах информации, справочниках и т.п.
 

 

 

Рисунок 2

Формы проявления знаний




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: