Наука, технология, экономика и образование как компоненты целостной системы инновационной деятельности

Большинство прогрессивных новвоведений находит реальное воплощение в создании наукоемкой и конкурентоспособной продукции, что является одним из важных результатов инновационной деятельности.

Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затраты времени как на проведение исследований и разработок, так и на выполнение проектно-технологических и других работ, связанных с масштабным освоением производства новой продукции. В целостную систему инновационной деятельности входят такие составляющие компоненты, как наука, технология, экономика и образоавние. Интегративные свойства целостных систем отображает соотношение:

,

Где А – результат функционирования целостной системы,

а - результат функционирования 1-го компонента,

1 - число компонентов целостной системы.

Отсутствие любого из компонентов приведет к нарушению целостности системы инновационной деятельности. Точно так же недостаточное внимание к развитию одного из компонентов целостной системы снизит результативность ее функционирования.

Главным элементом в рассмотренных выше компонентах целостной системы инновационной деятельности является человек. Наука прямо или косвенно через технологию, экономику или быт воздействует на человеческие потребности. Изменение целей, идеалов и интересов способствует развитию новых ценностей, адекватно доминирующему технологическому укладу в общественном производстве. Поэтому ценности одного этапа развития науки могут утратить свое значение на другом, более прогрессивном.

В связи с тем, что научное знание стало теоретической основой материального производства, во всех развитых станах уделяется внимание фундаментальным теоретическим исследованиям (ФТИ) и поисковым НИР. Именно они образуют потенциал знаний для инновационной деятельности. Потенциал научных знаний по результатам проведения ФТИ и поисковых НИР представляет собой весьма важный интеллектуальный продукт, который в силу своих особенностей не имеет рыночной стоимости.

Без интеллектуального продукта, получаемого по результатам ФТИ и поисковых НИР, в настоящее время практически невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Во всех индустриально развитых странах большое значение придается развитию инновационной деятельности, направленной на повышение интеллектуальной составляющей в конечном продукте общественного производства. Поэтому выполнение прикладных НИР и ОКР, а также проектно-технологический работ (ПТР) базируется на полноценном использовании научных знаний, что обеспечивает новой продукции высокую конкурентоспособность.

В целостной системе инновационной деятельности прикладные исследования и разработки проводятся после выполнения поисковых НИР. По своей сущности прикладные НИР могут предшествовать ОКР или выполняться параллельно с ними, после них, а также иметь самостоятельное направление (например, в области организации производства, по проектированию систем управления и др.)

На Рисунке 1 приводятся взаимосвязи прикладных НИР, выполняемых до и после ОКР, в процессе создания новой продукции. Эти работы являются элементами целостной системы инновационной деятельности по компонентам «наука» и «технология»

ТЗ – техническое задание

ТП – техническое предложение.

 

     
 
Процесс создания новой продукции

 


Рисунок 1

Взаимосвязи прикладных НИР, выполняемых до и после ОКР, в процессе создания новой продукции

Компоненту «образование» в целостной системе инновационной деятельности во всех индустриально развитых странах придается исключительное значение. В нашей стране имеется более 30 % населения с высшим и средним специальным образованием. Это достаточно высокий потенциал для развития инновационной деятельности, обслуживания высокотехнологичных процессов на производстве. Развитие образования обуславливается состоянием науки, технологии, экономики. Главным носителем интеллекта в образовании является преподаватель научных, технических, экономических и общепрофессиональных знаний.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: