Производственная безопасность в зоне слива-налива нефтепродуктов

Опасность в зоне слива-налива определяется возможностью падения с высоты, опасностью наезда или удара движущимся вагоном, использованием передвижных средств перекачки, ра­ботой вне помещения при плохих погодных условиях, возмож­ностью взрыва.

Выполняя работы по сливу ГСМ из железнодорожных цис­терн, следует соблюдать осторожность при передвижении по трапам, установленным на цистернах, а также по самим цистер­нам. Это вызвано, в том числе тем, что на обуви и трапах могут быть следы масел, способствующих скольжению работника при передвиже­нии и как следствие потере равновесия и даже падению с цис­терны или эстакады.

Подавать команды по перемещению железнодо­рожных цистерн мотовозами, вдоль сливо-наливной эстакады разрешается только сцепщикам или лицам, прошедшим специальное обу­чение и имеющим соответствующие разрешительные документы. В исключительных, обоснованных случаях перемещение вручную желез­нодорожных цистерн (вагонов) в пределах сливо-наливной эста­кады допускается под надзором руководителя работ. При этом рабочие, находясь вне габаритов рельсовой колеи, начинают передвигать цистерны (вагоны) только по сигналу руководите­ля работ.

Скорость передвижения должна быть не более 5 км/ч. Несколько расцепленных цистерн перемещать по одному и то­му же пути одновременно запрещается. Перемещать цис­терны вручную, если уклон пути более 0,0025, также запре­щается. Во время слива под колеса вагонов нужно устанавливать башмаки.

Запрещается бросать крышку люков железнодорожных цистерн и сливные рукава, поскольку при их ударах о металли­ческие предметы возникают искры, способные воспламенить па­ры нефтепродуктов.

Остатки нефтепродукта сливают только ме­ханизированным способом. Категорически запрещается спускать людей в железнодорожные цистерны для удаления остатков нефтепродукта.

 

Сливоналивные железнодорожные эстакады для нефтепродуктов оборудуются устройствами как верхнего, так и нижнего герметизированного слива. Слив авиаци­онных ГСМ и других светлых нефтепродуктов должен производиться через сливные устройства в отдельные резервуары для последующего отстаивания и удаления из них свободной (подтоварной) воды.

Для приёма ПВКЖ и ПОЖ на эстакаде должны быть предусмотрены отдель­ные самостоятельные системы слива, включающие сливные устройства, насосные агрегаты, фильтры грубой очистки, трубопроводные коммуникации, резервуары.

Перед началом слива поступившего продукта остаток ПВКЖ из приёмного патрубка должен быть слит в отдельную ёмкость. При невозможности удаления ос­татка ПВКЖ из приёмного трубопровода первую партию поступившего продукта в количестве 1,5 объёма трубопровода необходимо слить в специальную ёмкость.

Система трубопроводов должна быть выполнена таким образом, чтобы обес­печить полное освобождение трубопроводов после запорной арматуры от остатков наливаемого или сливаемого продукта.

Для освобождения коллекторов и трубопроводов от нефтепродуктов должна быть предусмотрена закрытая дренажная система, включающая средства для дрени­рования наливных устройств и связанных с ними коллекторов и продуктопроводов.

Для выполнения операций по аварийному освобождению неисправных цис­терн от нефтепродуктов должны быть предусмотрены специально оборудованные места. В обоснованных случаях при оснащении сливоналивной эстакады специаль­ными средствами допускается производить аварийное освобождение неисправных цистерн непосредственно на эстакаде.

Для сбора и отвода атмосферных осадков и смыва пролитых нефтепродуктов зона налива должна иметь твёрдое бетонное покрытие, оборудованное устройствами отвода в дренажную систему. Рельсы в этой зоне должны прокладываться на желе­зобетонных шпалах. Твёрдое покрытие должно быть водонепроницаемым, ограж­даться по периметру бортиком высотой не менее 0,2 м и иметь уклоны не менее 2% для стока жидкости к приёмным устройствам (лоткам, колодцам, приямкам).

    Устройства отключающие насосы должны устанавливаться на расстоя­нии 20-50 м от наливных эстакад, управляться из операторной и непосредственно на железнодорожной эстакаде на нулевой отметке у эвакуационных лестниц.

Разогрев застывающих и высоковязких нефтепродуктов в железнодорожных цистернах, сливоналивных устройствах должен производиться паром, нефтепродук­том, нагретым циркуляционным способом, или электроподогревом.

При использовании электроподогрева электроподогреватели должны иметь взрывобезопасное исполнение.

Для разогрева авиамасел,следует применять насыщенный водяной пар, пода­ваемый в циркуляционную систему или переносные пароперегреватели.

При проведении сливоналивных операций с нефтепродуктами с температурой вспышки ниже 61°С применение электроподогрева не допускается.

В отдельных обоснованных случаях подогрев высоковязких нефтепродуктов (топочных мазутов) в железнодорожных цистернах допускается с применением пе­регретого пара («острого пара»). Обводнённый нефтепродукт должен подвергаться обезвоживанию.

В случае использования переносных подогревателей непосредственный кон­такт теплоносителя с нефтепродуктом не допускается.

Давление пара при использовании переносных пароподогревателей не должно превышать 0,4 МПа (для авиапортов — не более 0,3 МПа).

Разогрев нефтепродуктов в ЖДЦ электрогрелками должен производиться только в сочетании с циркуляционным нагревом в выносном подогревателе (теплообменнике).

При применении электроподогрева должно быть предусмотрено устройство, отключающее подачу электроэнергии при достижении температуры 90°С на поверх­ности, соприкасающейся с подогреваемым нефтепродуктом.

При использовании переносных электрогрелок последние должны быть осна­щены блокировочными устройствами, отключающими их при снижении уровня жидкости над нагревательным устройством ниже 500 мм.

Переносные паровые змеевики и электрогрелки должны включаться в работу только после их погружения в нефтепродукт на глубину не менее 500 мм от уровня верхней кромки подогревателя. Прекращение подачи пара и отключение электро­энергии должно производиться до начала слива.

Налив нефти и нефтепродуктов свободно падающей струёй не допускается. Наливное устройство должно быть такой длины, чтобы расстояние от его конца до нижней образующей цистерны не превышало 200 мм.

На сливоналивных железнодорожных эстакадах должны устанавливаться сиг­нализаторы довзрывных концентрация согласно требованиям нормативных доку­ментов. Один датчик сигнализатора довзрывных концентраций должен быть уста­новлен на две цистерны на нулевой отметке вдоль каждого фронта налива и слива. При двухстороннем фронте налива и слива датчики должны располагаться в «шах­матном» порядке.

Для контроля давления и температуры наливаемого нефтепродукта на общем коллекторе подачи на эстакаду продукта следует устанавливать приборы измерения этих параметров с выносом показаний в операторную.

Для вновь проектируемых и реконструируемых нефтебаз для налива светлых нефтепродуктов рекомендуется при соответствующем обосновании предусматриват автоматизированную систему налива, проектирование которой должно осуществ­ляться в соответствии с указаниями по проектированию установок тактового налива светлых нефтепродуктов в железнодорожные и автомобильные цистерны.

Сливоналивные эстакады для нефти и нефтепродуктов должны быть защище­ны от прямых ударов молнии и от электромагнитной индукции.

Для предупреждения возможности накопления зарядов статического электри­чества и возникновения опасных разрядов при выполнении технологических сливо­наливных операций с нефтепродуктами необходимо:

- заземление цистерн, трубопроводов, наливных устройств;

- ограничение скорости налива в начальной и конечной стадиях налива.

 

Профилактические мероприятия по технике безопасности в зоне сливо-наливных эстакад должны предусматривать:

- периодическую проверку состояния креплений, прочность и исправность ограждений, полов, лестниц, трапов на сливо-на­ливных, эстакадах;

- удаление разлитых ГСМ в зоне сливо-наливной эстакады, в том числе и на рельсовых путях;

- чистку лестниц, маршей, полов, подвижных трапов от следов ГСМ;

- контроль состояния защитного заземления и заземления для защиты от разрядов статического электричества;

- контроль и исправность молниезащиты;

- проверку целости и исправности трубопроводов и шлангов, по которым перекачивают нефтепродукты;

- проверку исправности передвижных средств перекачки;

- профилактические осмотры и ремонт электрооборудования и питающих кабелей;

- своевременный ремонт, выравнивание рабочей площадки и засыпку песком разлитых ГСМ;

- обновление плакатов и инструкций по технике безопасности при работе с ГСМ;

- проверку наличия, чистоты и правильности использований средств защиты и спецодежды.

 

Лекция № 6

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: