Номинация: «Помощь детям»
Тема проекта: «Они такие же, как мы»
Выполнила: студентка Ейского
Полипрофильного колледжа
Троценко Ангелина Николаевна
Год
Организаторы проекта:
Троценко Ангелина Николаевна – доброволец (волонтер)
Место реализации проекта:
Муниципальное образование Ленинградский район.
Участники проекта:
Учащиеся ГБОУ школы - интернат, КГУ специальный (коррекционный) детский дом ст. Ленинградской в возрасте от 13 до 17 лет.
Проект решает следующие проблемы.
Недостаточная заинтересованность государства, общественных организаций, спонсоров и меценатов проблемами такой категории населения, как дети сироты, а особенно дети-сироты подросткового возраста.
Недостаток в Ленинградском районе реально действующих учебных и воспитательных программ по социальной адаптации и детей сирот подросткового возраста.
Цель проекта:
Процесс социальной адаптации личности в обществе - это сложнейший процесс. Он включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека, он многогранен и многоаспектен, особенно, когда речь идет о незащищенной группе населения, тем более о детях. А если эти дети с рождения лишены родительской поддержки и заботы, они нуждаются в особенном внимании. Поэтому целью социального проекта «Они такие же, как мы!» является научить детей сирот элементарным навыкам обеспечение жизнедеятельности в обществе, а также в дальнейшем создание в специализированных учреждениях для детей сирот учебно-воспитательной программы по социальной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 13-17 лет.
Описание проекта:
Проблема социальной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей очень актуальна в нашей стране. В нашей стране ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Эта проблема имеет особое значение в нашем обществе еще и в силу того, что рассматривая детей сирот как неполноценных членов общества, всевозможные государственные структуры, спонсорские объединения, меценаты и простые сознательные граждане РФ обеспечивают таких детей подарками, одеждой, сувенирами, уделяя внимание лишь только их малообеспеченности, материальной стороне, порождая в буквальном смысле социальных иждивенцев. В нашей стране забывается о том, что дети сироты такие же дети, как и те, которые растут в обыкновенных полноценных семьях, и им предстоит такая же взрослая жизнь в развивающемся и до сих пор еще не стабильном обществе, с той лишь разницей, что поддержать их, дать совет будет не кому. Поэтому они должны быть приспособлены, адаптированы, социально и профессионально ориентированы даже более, чем обыкновенные дети.
Именно поэтому проект является достаточно значимым и способен оказать реальную помощь воспитанникам учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи проекта:
Разработать и внедрить в практику работы учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей основы учебно-воспитательной программы по социальной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 13-17 лет.
Разработать рекомендации по использованию социальных технологий в работе учебно-воспитательного персонала в соответствующих учреждениях.
Научить детей сирот определенным знаниям, умениям и навыкам социального характера.
Научить детей умению самостоятельно ориентироваться в различных жизненных ситуациях при выходе из детского дома и принимать грамотные решения.
Механизм реализации:
Основные этапы и сроки реализации проекта представляет собой привитие определенных знаний, умений и навыков через систему ролевых игр, бесед, семинаров, дискуссий, где в игровой форме дети научатся ориентироваться в различных ситуациях, грамотно выходить из конфликтов, избегать их, пользоваться определенными вещами, которыми им пользоваться не доводилось (например, товарными чеками, квитанциями об оплате за коммунальные услуги, средствами индивидуальной защиты, валютой,).
Итак, в начале реализации проекта проводится правовая игра «Ты и закон», которая необходима для разъяснения детям в игровой форме их прав как граждан Российской Федерации, а также как детей сирот, имеющих по российскому законодательству особенные права.
Затем одной из основных тем звучат обучающие бизнес - игры «Деньги в твоей жизни», «Иду в магазин»; игры по гражданской обороне и безопасности жизнедеятельности: «Учебная тревога».
Завершает проект семинар на тему «Моя профессия», «Кем быть», а также беседа с подростками «Белая ворона» о том, чем они отличаются от простых школьников, которые имеют родителей и чем они в дальнейшем будут отличаться от других граждан.
Проект реализуется в короткие сроки - 4-6 недель.
По окончании проекта предполагается достижение следующих результатов:
1. Умение детей налаживать социальные контакты, их психологическая адаптация к жизни вне детского дома.
2. Бытовая адаптация:
- умение детьми не только пользоваться, но и правильно распоряжаться деньгами; совершать мелкие сделки;
- формирование у детей определенных навыков, установок,
привычек, направленных на приспособление к определенным традициям в коллективе, группе, семье, к трудовому распорядку и дисциплине.
3. Формирование навыков самообслуживания.
4.Умение разрешать конфликты в коллективе.
5.Знание правовых основ, в том числе установленных государством льгот, социальных дотаций, привилегий, касающихся такой категории населения как дети сироты.
6. Осознание детьми сиротами себя как граждан РФ, ничем не отличающихся от других таких же, имеющих такие же права и обязанности и претендующих лишь на некоторые дополнительные льготы.
Для реализации проекта привлекаются средства, выделяемые администрацией Муниципального образования Ленинградский район для дополнительного социального обслуживания, средства спонсоров которые идут на материально-техническое обеспечение детских домов, то есть на покупку дорогостоящего оборудования, подарков, дорогой одежды и аксессуаров, которые не всегда приносят пользу, но часто порождают социальное иждивенчество детей, привыкших получать все даром только лишь за то, что они сироты. Для реализации проекта привлекаются социальные педагоги, психологи из высших учебных заведений, профконсультанты из Центра занятости, юристы, волонтеры.
Контроль результатов.
Контроль результатов производится администрацией Муниципального образования Ленинградский район и средними учебными заведениями, которые отслеживают дальнейшую судьбу бывших выпускников детских домов, а также учреждениями социального обслуживания, несущими ответственность за социально-бытовое обслуживание, предоставление льгот и социальной адаптации детей сирот через ряд социальных опросов, которые могут быть проведены до реализации проекта, во время реализации и после. Учреждениями должны быть проконтролированы следующие аспекты жизни бывшего выпускника:
- наличие жилья
- образование
- трудоустройство
- семейное положение
- наличие детей
В соответствие с установленными критериями делаются выводы о целесообразности внедрения проекта и реализации разработанной учебно-воспитательной программы.