СМИ и массовая культура

Стремительный рост значения в повседневной жизни человека средств массовой информации открыл возможности мощного влияния на сознание и настроения людей. Уже в 1920-е гг. международное радиовещание стало важным инструментом политики, а к концу XX в. с созданием спутниковых систем телевещания, глобальных компьютерных сетей появились условия для интернационализации духовной жизни человечества. Сложился своеобразный мировой рынок идей, культурных ценностей, успех на котором обеспечивает как коммерческую выгоду, так и политическое влияние.

Массовая культура содействовала формированию индустрии досуга. Она имеет не только развлекательный характер. Ведущие корпорации мира увидели в ней беспрецедентные возможности как прямой, так и косвенной рекламы своих товаров. Не обошли своим вниманием новые технические средства и политики. Средства массовой информации позволяют формировать упрощённые «образы врага», высмеивать и представлять в нелепом виде политических оппонентов и их взгляды.

Было бы упрощением считать, что массовая культура только лишь инструмент манипулирования сознанием людей. Её продукция способна пользоваться спросом лишь в том случае, если она отвечает определённым реальным интересам, запросам и потребностям «среднего» человека.

В то же время распространение массовой культуры рассматривается многими философами, социологами и культурологами как признак интеллектуальной и духовной деградации. Массовая культура предлагает упрощённое видение и восприятие мира. По мнению Э. Фромма, массовая культура препятствует раскрытию и реализации духовных потребностей личности. Устоявшиеся модели поведения формируют пассивность, конформизм, то есть готовность принимать мир таким, каков он есть.

4. Искусство: от модернизма к постмодернизму.

В послевоенное десятилетие вновь большую популярность приобрёл абстракционизм, явившийся своего рода ответом на развитие искусства фотографии. Абстракционисты сочли, что только они теперь способны выразить внутренний мир художника. Благодаря работам ряда нью-йоркских художников появилось новое течение, получившее название абстрактного экспрессионизма. Эти художники создавали большие картины, которые оказывали огромное впечатление на зрителей. Их полотна передавали динамику чувств, становились формой спонтанного самовыражения автора. Метод написания таких картин известен, как «живопись действия».

Джексон Полок — самый известный абстрактный экспрессионист. Полок искал свои собственные индивидуальные методы и техники работы. Он покрывал холсты беспорядочными брызгами, полосами красок и клякс; иногда он прокалывал банки с краской и размахивал ими над будущей картиной так, что краска лилась на холст. Вместо кистей он использовал палочки, ножи и лопатки, добавляя в краску песок, битое стекло и другие материалы. В результате создавались большие картины с узорами из красочных пятен, которые вызывали множество разных эмоций.

Своеобразным противовесом идеям абстрактного экспрессионизма стал поп-арт (популярное искусство). Возникновение этого художественного течения было связано с развитием «общества благосостояния», когда произошёл самый настоящий бум производства товаров массового потребления и развлечений. Художники поп-арта считали, что любая вещь достойна стать произведением искусства, что она может утратить свои потребительские качества и приобрести художественные. Королём поп-арта современники называли Энди Уорхола. Он первым превратил долларовую купюру, банку консервированного супа и бутылку из-под кока-колы и др. в объекты искусства. Художники использовали образы знаменитостей, персонажей комиксов, мультфильмов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: