Конспект урока истории
Группа № 85 профессия автомеханик 2 курс
Дата 11.05.2020
Тема: «Основные тенденции развития мировой культуры во второй половине 20 века»
Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: показать общие изменения, произошедшие в мировой культуре во второй половине XX в. – начале XXI в.; основные тенденции развития в живописи, литературе, архитектуре.
Используемая литература:
Учебник. История. Конец 19 начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень/ Н.В. Загладин, Ю.А. Петров.- М.: «Русское слово- учебник», 2018.
Интернет ресурсы:
1.Конспект урока "Культура второй половины XX века"
2.Видео "Культура второй половины XX века"
Презентации к уроку по теме: «Культура второй половины XX века»
Ход урока.
1.Организационный этап
Мотивационный модуль.
Формулируется тема урока.
Цель нашего урока: рассмотреть общие изменения произошедшие в мировой культуре во второй половине XX в. – начале XXI в.; основные тенденции развития в живописи, литературе, архитектуре.
2. Объяснение нового материала.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
План.
Теории общественного развития.
Церковь и общество в XX — начале XXI в.
СМИ и массовая культура.
Искусство: от модернизма к постмодернизму.
Контркультура и культура молодёжного бунта.
Подъём национальных культур
Теории общественного развития.
Развитие экономической теории было связано с более глубоким осмыслением роли и возможностей государства в экономической сфере. Разработанная Джоном Кейнсом теория регулирования рыночной экономики стала основой концепции «государства благоденствия» 1960-1970-х гг. Вопрос пределов государственного вмешательства в экономику, опасности превращения государства в бюрократического монстра, был изучен американскими экономистами Йозефом Шумпетером и Милтоном Фридманом. Их идеи были взяты на вооружение неоконсервативными политиками США и Великобритании в 1980-е гг. и рядом латиноамериканских диктатур при осуществлении модернизации экономики.
Видные американские учёные: экономисты Джон Гэлбрейт и Уолт Ростоу, социолог Элвин Тоффлер — сформулировали концепцию фаз, или стадий, прогресса цивилизации. Согласно теории стадий развития, человечество прошло путь от собирательства, охоты (пользование готовыми продуктами природы) к земледелию, скотоводству и кустарному производству (обработка природных материалов в основном с использованием ручного, мускульного труда). Следующие стадии были связаны с переходом к мануфактурному, промышленному, индустриальному производству и, наконец, к информационному (или постиндустриальному) обществу. Для каждой из этих стадий были характерны свои преобладающие формы и содержание трудовой деятельности.
Исследование закономерностей индивидуального и группового поведения людей заложило основы прикладных наук — социологии и политологии. Их предметом стало исследование широкого спектра проблем — от изучения интересов социальных слоёв, тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов.
Выводы учёных-политологов начала XX в. были дополнены благодаря изучению огромного фактического материала о социальном и политическом развитии почти двухсот государств. Работы французского политолога Мориса Дюверже, американского философа и социолога итальянского происхождения Джованни Сартори внесли большой вклад в изучение функционирования демократии.
Крупный немецкий психолог и социолог Эрих Фромм в своих работах уделял внимание личности и мотивам её поведения. В широко известной книге «Бегство от свободы» Фромм исследовал фашизм и природу тоталитарного общества как социального явления, раскрыл суть и формы проявления человеческой потребности к свободе.
В 1960-е гг. во Франции большое распространение получило такое направление современной философской мысли, как структурализм. Структурный подход предполагает, что любое изучаемое явление (язык, искусство, сознание человека, мифология, мода, реклама и т.д.) состоит из ряда элементов, находящихся в определённой взаимосвязи. Они и становятся объектом изучения. Французский культуролог и философ Клод Леви-Стросс, считающийся «отцом структурализма», сравнивал различные культуры и мифологические системы. Например, исследуя мифы индейцев Северной и Южной Америки, он реконструировал мышление первобытных людей, внеся важный вклад в изучение истории формирования человеческого сознания.
Социологи и политологи часто обращали внимание на то, что поведение многих политических лидеров и отдельного человека порой не находит рационального объяснения. Иррационализм, проявляющийся в поведении людей, пытались объяснить философы-постструктуралисты — Жак Деррида, Жан Бодрияр и др. Они отрицали способность человека постичь действительность с помощью интеллекта. На вопрос о том, можно ли найти универсальные символы для описания реальности, правильно ли поймут автора люди иной культуры, постструктуралисты дают отрицательный ответ.
Церковь и общество в XX — начале XXI в.
Экуменическое движение. XX в. ознаменовался падением значения религии и религиозных организаций в повседневной жизни людей. В социалистических странах велась атеистическая пропаганда, служителей культа подвергали преследованиям, храмы закрывались. В развитых странах ситуация была иной, но и здесь позиции традиционных религий, прежде всего христианства, значительно ослабли. В обществе потребления популярность получили стремления к материальным благам, к разнообразным формам досуга, к повышению своего социального статуса. Это прямо противоречило традиционным религиозным ценностям, проповедовавшим самоограничение, смирение, верность долгу и т.д. Для большинства европейцев и американцев религиозность стала сводиться лишь к внешней, обрядовой стороне — посещению церковной службы, празднованию религиозных праздников. Отчасти этому способствовали и некоторые традиции самих религий, не менявшиеся веками. Так, в богослужении Католической церкви (крупнейшая конфессия мира) и в XX в. по-прежнему использовался латинский язык, малопонятный не только подавляющему большинству прихожан, но и многим священникам.
Бурные и стремительные перемены, которые человечество переживало в XX в., неоднозначно повлияли на развитие религий. С одной стороны, в условиях роста образовательного и материального уровня во многих странах получили распространение нетрадиционные религиозные учения, различного рода тоталитарные секты, синкретические религии (т.е. созданные на основе заимствования догматов и обрядов у нескольких мировых или традиционных религий) и т.д. С другой стороны, традиционные религии мира, и прежде всего христианство, стремились приспособиться к новым условиям, реформировать церковную жизнь, чтобы усилить свои позиции в обществе.
В 1962-1965 гг. состоялся Второй Ватиканский собор Католической церкви, принявший программу её реформирования и обновления, поставивший цель повысить активность мирян. Было решено заменить в богослужении латинский язык национальными языками. Церковь стала более активно участвовать в решении общественно-политических проблем, способствовать пропаганде мира и согласия.
Большой авторитет в мире получил римский папа Иоанн Павел II (папа в 1978-2005 гг.), в 2000 г. принёсший публичное покаяние от лица Католической церкви за крестовые походы, инквизицию, оправдание рабства, Религиозные войны и др. Свидетельством наступления новой эпохи в истории Церкви стала реабилитация Галилео Галилея (1992) и Николая Коперника (1993). В 2008 г. Ватикан признал возможность существования разумной жизни, созданной Богом, на других планетах.
Ещё в начале XX в. по инициативе протестантов США и Западной Европы возникло так называемое экуменическое движение, главной целью которого является сближение христианских церквей во всём мире. Важным этапом в его развитии стала Всемирная ассамблея христианских церквей в Амстердаме (1948), на которой был создан Всемирный совет церквей, призванный координировать деятельность входящих в экуменическое движение религиозных организаций (на сегодняшний день насчитывает 349 членов в 110 странах мира). В 1961 г. к нему присоединилась и Русская Православная Церковь.