Восстановите текст, используя слова для справок

Г. 7-А, 7-Бкл. Русский язык

Тема

Текстообразующая роль частиц

Задачи и цели урока:

 создание условий для развития способности логически рассуждать, делать эвристические выводы, формирования способности к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы; систематизация сведений о частицах как служебных частях речи; повторение знаний, полученных в процессе работы над темой «Частицы», совершенствование умения делать выводы; научиться:определять разряды частиц и их роль в текстах разных типов, отличать частицу от других частей речи; развивать возможность создавать собственные тексты, используя частицы, развивать само – и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения, способствовать развитию коммуникативных компетенций, воспитывать умение видеть красоты природы края, культурного общения.

Ход урока

- Кто хочет не только красиво и грамотно говорить, но и успешно сдать в будущем экзамены?

- Что для этого нужно?

- А вам это по силам?

- Тогда начнём. «Классная работа»

- На протяжении всего урока мы будем работать с художественными текстами. Как может быть связана работа с текстами и название изучаемой нами части речи?

- Глядя на этот текст, могу сделать вывод, что в художественном тексте использование частиц вовсе необязательно?

- Я предлагаю вам текст. Кто его автор? Как называется?

- Чего не хватает в этом тексте?

Вам по силам его восстановить?

- Определите роль частиц в тексте?

Когда, и чем, или, как будто, - ка, ведь, не, ж, да ещё какие

Предлагаю образец рассуждения с выводом о роли частиц в предложенном тексте.

- Что необходимо сделать для того, чтобы сделать вывод об использовании частиц?

Физминутка.

- Прежде чем вы приступите к работе, я предлагаю вам игру, которая поможет вам не путать частицы с другими частями речи.

Игра «Верно – неверно»

- Частица – служебная часть речи (+)

- Частицы служат только для выражения различных оттенков значений (-)

- Частицы служат для связи слов в предложении (-)

- Частицы БЫ, ЖЕ, ЛИ всегда пишутся раздельно (+)

- К частицам нельзя задать вопрос (+)

- Частицы являются второстепенным членом предложения (-)

- Частицы –КА, -ТО всегда пишутся через дефис (+)

- Не с глаголами всегда пишется раздельно (-)

- Частица БЫ (Б) служит для образования формы условного наклонения (+)

- Восстановить предложенный текст, используя частицы (слова для справок)

- Определить тип текста (устно доказать)

Тексты для работы:

 1.«Чудик», В. Шукшин.

 2.Текст по И. Соколову-Микитову.

  3. Текст по В. Ветлиной.

Задача: (Текст по выбору: выбираем два текста для классной работы)

- Вставить пропущенные частицы.

- Записать текст в тетради, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Предлагаю проверить самостоятельно, исправить допущенные ошибки, оценить свою работу, используя предлагаемую шкалу

1-я отметка – орфографическая грамотность

2-я отметка – соответствие авторскому тексту

1 ошибка стоит 0,5 балла.

 

 

Приложение - тексты для работы:

ТЕКСТ 1

Первые подснежники – настоящее чудо... Умирающий снег почти прозрачен и пропитан водою насквозь. Солнце днем нагревает стволы деревьев. Снег протаивает до самой земли, и деревья (…) в чашах стоят. (…) самый тонкий стволик пьёт воду из своего блюдечка. И тут (…), под кустами, пробив край сугроба наклонились желтовато-зеленые стрелки подснежников. Цветы их опущены вниз, как готовые упасть капли. (…) сначала они кажутся белыми. (…) цветок (…) переливается, освещаясь изнутри. А в сумерках, когда ещё подмораживает, гибкие стрелки, опускаясь, словно прячут цветы в снег. Живые капли теплы, они дышат, и от их дыхания появляются в снегу крохотные лунки... (…) чудо?

(По И.Соколову-Микитову)

Слова для справок: же, вот, даже, словно, как бы, ну разве не, только, ведь.

Задания: (К КАЖДОМУ ТЕКСТУ)

- Восстановить предложенный текст, используя частицы (слова для справок)

- Определить тип текста

- Определить роль частиц в тексте, сформулировать вывод, записать

Роль частиц

Вывод

ТЕКСТ 2

Цветы – существа живые. У каждого свой характер, поэтому в вазе (…) всегда ладят друг с другом. Самый (…) неуживчивый цветок – (…) ландыш. Поставьте(…) его в одну вазочку с фиалкой, незабудкой или другими весенними цветами – перессорятся непременно. (…) уживутся. Победителем выйдет (…) ландыш, а другие цветы завянут. Одна (…) примула сильнее его.

Душистый горошек тоже неуживчивый цветок, поэтому и он должен стоять в отдельной вазочке.

(По В.Ветлиной)

Слова для справок: только, это, не, едва ли, лишь, же, -ка.

Задания:

- Восстановить предложенный текст, используя частицы (слова для справок)

- Определить тип текста, записать

- Определить роль частиц в тексте, сформулировать вывод

Роль частиц. Вывод

ТЕКСТ 3

Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что (…) такое приятное сделать снохе. (…) на глаза попалась детская коляска. «Эге, – подумал Чудик, – разрисую(…) я ее». (…) он дома разрисовал печь! Все дивились. Нашел ребячьи краски, кисточку и принялся за дело. Через час всё было кончено, коляску (…) узнать. По верху колясочки Чудик пустил журавликов – стайку уголком, по низу – цветочки разные, травку-муравку, пару петушков, цыпляток… Осмотрел коляску со всех сторон – загляденье. (…) колясочка, а игрушка. Представил, как будет приятно изумлена сноха, (…) усмехнулся.

– А ты говоришь – деревня. Чудачка. – Он хотел мира со снохой. – Ребенок(…) как в корзиночке будет.

(По В. Шукшину)

Слова для справок: бы, тут, -ка, не, -то, как, даже

Задания:

- Восстановить предложенный текст, используя частицы (слова для справок)

- Определить тип текста

- Определить роль частиц в тексте, сформулировать вывод, заполнить таблицу.

Роль частиц

Вывод

  Домашнее задание

Восстановите текст (текст находится ниже, используя слова для справок, прочитайте (внимательно!) о РОЛИ ЧАСТИЦ В ПОЭТИЧЕСКОМ ОТРЫВКЕ, ВЫВОД (НИЖЕ)

(…) пр_шла долго(жданная) весна. (…) с весны (…) нач_нает(ь?)ся все в пр_роде и людях? (…) можно ее (…) любить? (…) пр_ятно подышать свежим воздухом, послушать музыку капели!

Пр_грело солнышко, и нач_ли плакать сосульки. А (…) на пр_пёке, у самой стены дома, показались зеленые р_стки травы.

Слова для справок: как, вот и, ли, вон, разве, не.

Восстановите текст, используя слова для справок

Роль частиц в поэтическом отрывке (на этом примере объясните роль частиц в домашнем задании (тексте)):

-ка – используется для устранения категоричности, смягчения выражаемого формой повелительного наклонения побуждения к действию; ведь – употребляется для усиления, подчёркивания основного содержания высказывания (утверждения, что русские воины мужественно защищали Москву); не – выражает отрицание (факта, что Москва была оставлена без боя); ж – употребляется для подчёркивания значения слова, после которого стоит (для усиления утверждения, что под Москвой состоялись сражения), а также для усиления смыслового содержания всего высказывания; да – используется для придания высказыванию большей силы, выразительности; ещё какие – выражает высокую степень проявления признака.

Вывод. М.Ю. Лермонтов использует в стихотворении частицы для выражения отношения говорящего к сообщаемому, для выделения в составе высказывания слов, выражающих наиболее важное для его содержания значение, а также для создания экспрессивности, выразительности высказывания.

Дополнительный материал: прочитать обязательно! Стили речи:1. Книжные - НАУЧНЫЙ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ, ОФИЦИАЛЬНО -ДЕЛОВОЙ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ. 2. Разговорный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: