Вопросы и задания к анализу

Каково первое впечатление то услышанного стихотворения? чем наполнены эти строки?

Можно ли, прочитав стихи и совсем ничего не зная об авторе, что-либо сказать о нем?

Обратите внимание: стихи посвящены автору телевизионного короткометражного фильма “Малиновый звон Святогорья”.

Что хотел выразить своим посвящение автору?

На какие части можно разделить стихотворение? Объясните, почему?

Как меняется тональность текста?

Поясните, как вы понимаете фразу “нас, слепых в округе зла”?

Какие цветовые образы возникают в воображении? Найдите слова, с помощью которых автор передал цвет. Только ли имена прилагательные вам придется назвать?

Нам не раз приходилось слышать словосочетание “малиновый звон”. Как вы считаете, почему так говорят?

Предположим, вам нужно проиллюстрировать этот текст. Что именно вы выберете и почему? Какие краски будут преобладать в вашей рисунке?

Как можно озаглавить иллюстрацию художника В.Шенделя, которую вы видите перед собой / репродукции из сборника “Доколе, Родина?: /

8. Прослушивание в грамзаписи песни “Святогорья” / слова Б.Белаша, муз, Н. Синельниковой

Задание: Ответить на вопрос: какие образы всплывают в процессе слушания?

 

Песня на стихи Б.Белаша из другого сборника, написанного в 1997 г. Это продолжение Святогорской темы и совместной работы и художника Владимира Шенделя – сборник “Молчание добра”

сборники «Живая тайна Святогорья», «Молчание добра”

Автор этих иллюстраций – художник Шендель – выпускник нашей школы № 77, уроженец нашего поселка.

Возвращаясь к истории, к святой земле, её поверьям и легендам, осмысление их поэтическим воображением через кисть и перо – естественно в наше время. Оно дает ответ и убеждает, что все суетное – быстро проходящее. Неистребимы лишь духовные ценности.

10.Чтение стихотворения “Слышнее “

Тьма сошла.

И проглянуло солнышко раннее.

Листья клёна осыпались все до утра.

И от них, пятипалых.

Исходит сияние.

Как от молча содеянного добра.

Все светлей над Донцом.

Непролазные чащи.

Здесь писавшему “Слово...”

Божий слышался глас...

Сколько их, безымянных,

Было, благо творящих.

Не за корысть, а Токио

Во спасение нас.

11. Слова учителя

Поэт работает и в жанре юмора и сатиры. Книга “Из убойного” с иллюстрациями многих, в том числе и международных конкурсов карикатуриста прессе.

Неизданная книга стихов “Доколе, Родина?” открывает исторические пласты из разных веков и разных народов. Это результат многолетних раздумий над судьбой, оставившими яркий след в памяти поколений.

12.Сообщение ученика о книге “Доколе, Родина?”

Наверное, только Белашу из современных донецких поэтов присуще такое знание отечественной и особенно местной истории и такой дар философского обобщения: - отмечает критик О.Щепитько. Герои Трои, Спартак, Ганнибал, римские и российские императоры, русские князья и предводители крестьянских войн – вот герои его книги. И, как всегда в творчестве поэта, - особое место – событиям. “Слова и полку Игореве...”

Но вот парадокс! – эти стихотворения о минувшем непостижимым образом звучат для читателя так, будто они написаны о сегодняшнем.

Доколе, Родина, доколе

Все беспощаднее и злей

Пытать судьбу на ратном поле

Теряя лучших сыновей?...

...Ужели сгинет род могучий

И ненасытною и злой

Закружат бесы черной тучей

Над разоренною землей...

Или ещё:

“Вперед! – и сабли вон из ножен”.

Летит отряд другому встреч...

“Останови, - молю, - о Боже

Еще их можно уберечь!

Безумны отверни от сечи.

Чтоб не дрались, как зверье...”

И, как всегда, о чём бы ни писал Белаш, - строки просто пронизаны тонкой, щемящей, трогательно. Какой – то лиричностью:

И куда за дальние покосы.

Словно пленниц, падающих с ног.

Горит ветер юные березы

По глухим обочинам дорог?

Лиственный наряд в мгновенье ока

С них срывает, и бесстыж.

Дождиком заплаканные окна.

Смотрят вслед им из-под шапок – крыш.

И уходя в вечность роксоланы...

Такое ощущение, будто поэт не только показал нам вечность, но и нас живущих, тонко и талантливо сделал ее частью.

13Так поэт постепенно переходит к более серьезным раздумьям о жизни, о родине, о судьбе всего человечества.

Любовь и привязанность к заветным с детства мечтам послужили новым творческим импульсом для написания и выхода в этом году солидного сборника стихотворений “Поклон”. “Святогорской земле и ее людям, Донбассу – мой поклон”– так звучит лаконичное посвящение автора на обложке его юбилейной книги.

14.Сообщение о книге “Поклон”.

Поигрывают травы в росном глянце

Жеребчики в низине луговой

Купаются в малиновой туманце.

Просвеченном улыбкой заревой.

И почудилось вдруг, что ничего другого и не существует в жизни, нет ничего более вот этого ощущения красоты:

Листва не вздрогнет.

Не сорвется капля.

С весла.

И наподобие струны

Все вытянувшись.

Цапля.

Стоит как бы на страже тишины.

Напев от души, поэтому гладок, тонок и спел: как яблоки в саду:

Не пожалело лето тепла.

В яблоках сад увяз.

Над Святогорским колокола

Благовещают Спас.

Все это – из новой книги под названием “Поклон”. И его поклон особенный – щедры и не кривы душой, как говорит поэт Руденко.

В книге 4 раздела: “Судьбы колючая звезда”, “В пути”, “Разговор по душам”, “Радуга над Святогорьем”. Главка “Миниатюры” – как недовысказанное вчера или только сейчас. Строчки светлы и, когда читаешь, такое ощущение, что они для каждого.

И кредо поэта здесь же, в его “Поклоне”:

Несу свой крест тяжелый не ропща.

Шатаясь на ухабах жизни зыбкой.

Не выпирает он из-под плаща.

Скрываясь за открытостью улыбки.

И кажется доступной высота.

Когда же задыхаюсь от бессилья.

Вдруг чувствую: из моего креста.

Растут надежд спасительные крылья.

15. Прослушивание записи песни “Мой город”

Учитель У поэта много посвящений и городу Донецку, в котором он живёт.

Цель: К кому обращается автор? С какой целью? Почему ему важно не забыть все это?

Какие картины Донбасса особенно отложились в памяти поэта?

Давайте попробуем продолжить тот ассоциативный ряд, который даёт нам автор

Какие картины вы хотели бы запечатлеть в памяти?

16.Слова учителя.

А в двухтысячных годах вышла книга Белаша “Куда девалось лето?”, на этот рас адресованная детям. Издать красивую цветную книгу, к тому же иллюстрированную им самим – давняя мечта поэта, которая исполнилась в этом году.

Таков Белаш. Спортсмен. Оптимист. Поэт. Мастер.

Длина его поэтического забега – 30 лет. И он еще в пути. Готовит новые сборники, постоянно в командировках, в разъездах. Молодость духа очевидна в его поэзии.

18.Заключительное слова учителя.

Добрый, честный, энергичный человек, принимающий самое действенное участие в жизни нашего региона. Работа в периодической печати, участие в писательских организациях и Клубе творческой интеллигенции Донбасса, выступления в школах и вузах, трудовых коллективах и воинских частях. Это далеко не жизнь 60 – летнего пенсионера. И я, присоединяюсь к отзыву нашей творческой группы и ее пожеланиям, хочу пожелать такой деятельной энергии всем, пробующим себя в поэзии. Ощутите себя творцами, созидателями нового. И дай вам Бог удачи и добра.

Послушайте, пожалуйста, ребята, какой акростих подготовила к уроку я, и расшифруйте его, отгадав кодовую фразу.

Белым снегом засыпаны горы.

Ели словно в тулупах стоят.

Лунный отблеск. Уснувший город.

А снежинки летят и летят...

Шорок веток, скрип под ногами.

Дуб подумал о жизни былой.

Обошедшем, забытом нами.

Навсегда покрытом веками.

Единень добра с красотой.

Цокотали копыта в памяти.

Конь скакал, унося за собой.

Искры, отблески яркого пламени.

И сомнения, покой...

Поэтическое видение.

Опасения за наши души.

Это дар, это жар вдохновенья –

Тот Белаш, что нам всем очень нужен!

18. Итоговая беседа

- Какова тематика творчества поэта?

- Как относится поэт, что изображает?

- вы считаете, какие образы традиционны для Белаша?

- Что, на ваш взгляд, питает поэтическое вдохновение поэта?

- Н.Рубцов в письме поэту Яшину писал: “Главное, чтоб за любыми формами стояло подлинное настроение, переживание, которое, собственно, и создает, независимо от нас, форму”. Применительно ли это к Белашу, его поэзии?

- Захотелось бы вам еще раз перечитать его стихотворения? Почему?

- При каких обстоятельствах могло бы возникнуть желание у услышать их еще раз?

Домашнее задание.  На выбор: 1. Сочинение-миниатюра на тему “Свет слова на душу ложится” /по впечатлениям от поэзии Белаша/ 2. Статья в газету о творчестве поэта.3 Предполагаемое интервью с поэтом Белашом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: