Последние слова увещевания

10 Запомните это, люди мудрые,

и кто разумен, пусть примет это к сердцу:

пути Господни — прямые пути,

праведные легко идут по ним,

а непокорные на этих путях спотыкаются.


 


Книга Иоиля

Введение

Но всякий, кто призовет имя Господне, спасен будет, ибо на горе Сион и в Иерусалиме спасение явлено будет, как Сам Господь и говорил; и среди спасенных окажется каждый, кого Господь призовет (2:32).

Стихийные бедствия — от вздымающихся при наводнениях вод до катастрофических землетрясений — вызывают растерянность и ужас. Люди научились многому, но всё еще не властны над этими могущественными и разрушительными силами. Они могут только наблюдать за ними со страхом и трепетом. Обрушившееся на людей бедствие порождает опасность появления неверных представлений о Боге. Бывает, что в таких случаях те, кто о Нем никогда не думал или задумывался очень редко, готовы выносить решения о Его характере и Его отношении к Своему творению. Дело пророка — возвысить в такой момент голос и возвестить истину.

Книга Иоиля начинается с описания стихийного бедствия — нашествия на страну прожорливой саранчи, уничтожающей всё на своем пути. Иоиль сравнивает его с военным нашествием. Рассказ о гибельных последствиях этого бедствия пророк использует для того, чтобы напомнить своим слушателям и читателям о величайшей реальности жизни — каждый день мы ходим пред лицом Божьим.

Затем в поле зрения пророка оказывается вся панорама мира: он видит всё человечество, собранное в Долине Решения, чтобы там услышать Божественный приговор. На протяжении столетий эта величественная картина служила для многих серьезным напоминанием о вечных последствиях их выбора.

Об обстоятельствах жизни и личности Иоиля, сына Петуэля (1:1), почти ничего не известно. Имя пророка означает «Яхве — Бог (мой)», свидетельствуя, что он воспитывался в доме, где почитали Бога. Упоминания о Сионе, Иудейском царстве и Иерусалиме (2:15, 23, 32, 3:1) позволяют считать, что Иоиль жил и проповедовал в Иудее и Иерусалиме.

Книга, носящая его имя, вероятно, изначально была написана в стихотворной форме. Настойчивые призывы к покаянию (1:13, 14) перемежаются с глубоким пониманием милостивого характера Бога (2:12–14). Хорошо знакомый со священническим служением в Храме, Иоиль знает, что значит истинное покаяние (2:13). Пророк осознал и передал замысел Господа о покаянии как духовном делании всего народа Божьего. Особое место в книге занимает Божественное обещание о величайшем даре всему человечеству — о даре Святого Духа (2:28, 29). И тот факт, что среди тяжких обстоятельств вера пророка лишь возрастала и укреплялась, есть неопровержимое свидетельство и убедительнейшее доказательство воздействия на автора того самого Духа, о котором он пишет в этой книге.


 


Основное содержание книги

Нашествие саранчи и День Господень 1:1–2:17

Обещание о восстановлении Иудеи 2:18–27

Наступление Дня Господня 2:28–3:21


 


Глава 1

Вот слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Петуэля.


 


Гибель от саранчи — предвестие Дня Господня

2 Внимайте, старейшины,

и все, кто живет в этой стране, слушайте!

Бывало ли такое в дни ваши

или в дни отцов ваших?

3 Расскажите об этом своим детям,

а они пусть поведают, в свой черед, это внукам вашим,

чтобы и те эту весть передали другим поколениям.

 

4 Полчища саранчи — одно за другим —

нападали на урожай,

что оставалось после одного полчища,

доедало другое,

а что саранча оставила, гусеница пожрала.

 

5 Пробудитесь же вы, пьяницы, и плачьте,

и все вы, упивающиеся вином,

рыдайте о вине молодом:

вам ныне даже губ своих не омочить в нем!

6 Ибо вот что произошло:

«Вторгся в землю Мою

могучий, неисчислимый народ;

зубы у него, как у льва,

и клыки, как у львицы.

7 Виноградную лозу Мою он сгубил,

изломал смоковницу Мою,

ободрал кору ее и бросил,

так что белыми стали ветви у ней».

 

8 Плачь же, земля,

как дева в рубище жалком рыдает

о смерти юного своего жениха!

9 Прекратились в Доме Господнем

приношения хлебные и возлияния,

в скорби глубокой священники, слуги Господни.

10 В пепле поля, в золе земля:

извели весь хлеб, засохли виноградники,

оливы совсем увяли.

 

11 Оставьте надежды свои, пахари,

и вы, виноградари, рыдайте,

о ячмене и пшенице рыдайте, люди:

погибло всё на полях!

12 Засохли лозы виноградные,

и смоковницы поникли;

погибли и гранат, и пальма финиковая, и яблоня,

повсюду пропали деревья — все стоят как мертвые;

всякой радости человеческой наступил конец.


 


Призыв к покаянию

13 Во вретище облачитесь и плачьте, священники!

Рыдайте все, кто службу несет у жертвенника!

Ночи в рубище проводите, слуги Бога моего!

Ибо в Доме, где вам должно Богу поклоняться,

нет ни приношений хлебных, ни возлияний.

 

14 Объявите пост, к воздержанию во всем призовите

на тот день, когда все вместе сойдетесь!

Соберите старейшин и всех жителей страны

к Дому Господа, Бога вашего,

и смиренно к Нему взывайте.


 


День Господень

15 О, какой это будет день!

Близок День Господень!

Он придет, как разорение,

Всесильным ниспосланное.

16 Не на глазах ли у вас пища ваша исчезла?

И нет более радости и ликования в Доме Божьем.

 

17 Погибли под глыбами иссохшими зёрна посевов,

опустели амбары,

житницы развалились,

ибо не взошли семена.

18 Стонет скот!

Стада коров разбрелись,

ибо пастбищ не стало для них,

даже овцы и козы — и те от бескормицы гибнут.

 

19 К Тебе я, Господи, взываю!

Огонь пожрал все пастбища отгонные,

деревья повсюду пламенем сожжены.

20 Даже звери дикие — и они к Тебе вопиют,

потому что потоки вод высохли

и отгонные пастбища огонь пожрал.


 


Глава 2

«Трубите в рог на Сионе,

бейте тревогу на святой горе Моей!

Да трепещут все жители земли:

грядет День Господень, он близок!

2 То день тьмы и мрака,

день туч и мглы!

Воинство великое и сильное в наступление идет,

как свет зари по горам движется;

подобного ему не было прежде

и уж не будет никогда в грядущих поколениях.

 

3 Перед ним огонь, всё пожирающий,

позади него полыхает пламя.

Земля пред воинством сим — сад Эдемский,

а за спиной у него — уже пустыня.

И ничто от него не укроется.

 

4 У тех, кто в воинстве том, вид как у коней,

и несутся они, словно конница,

5 по вершинам гор как бы с грохотом колесниц,

как бы с треском пламени, жнивье пожирающего;

это воинство могучее,

во всякое время к сражению готовое.

 

6 Пред ним трепещут народы,

лица бледнеют у всех.

7 Они, как воины храбрые, спешат в наступление,

словно воины, взбираются на стены,

каждый держится пути своего

и с него никуда не сворачивает;

8 не толкают они друг друга —

дорога своя у каждого;

сквозь любую оборону невредимыми прорываются

и строя своего не нарушают.

9 Устремляются они на город,

прыгают на стены,

поднимаются на дома, проходят чрез окна,

по ловкости никакому вору не уступая.

 

10 Земля дрожит пред ними,

сотрясаются небеса,

меркнут солнце и луна,

гаснет свет звезд.

11 И глас Господа раздается во главе воинства Его,

а воинство это огромно,

и нет числа тем,

кто повеление Его исполняет!

О, как велик Господень День и — как страшен!

Кто устоит тогда?»


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: