Основные этапы жизни и творчества

Реферат

Романтизм в творчестве Виктора Гюго

 



Содержание

 

Введение

1. Основные этапы жизни и творчества

2. Романтизм как направление в искусстве первой половины XIX века

3. Виктор Гюго – теоретик романтизма. Манифест романтизма

4. Афоризмы

Заключение

Литература

 



Введение

 

Французскую литературу XIX века невозможно представить без Виктора Гюго. Творчество Гюго, самого выдающегося французского романтика, вождя французского романтизма, его теоретика, поражает многогранностью и разнообразием: он большой поэт, прозаик, драматург, к тому же литературный критик и боевой, темпераментный публицист.

Относительно классицизма Гюго, то он оказался очень непостоянным. Едва лишь молодой поэт выходит из стадии школьного наследования, начинается постепенный, сначала несмелый, а затем все более решительный переход на романтичную позицию. Но в прозаических жанрах Виктор Гюго всегда стоял на позиции романтизма.

направление романтизм творчество гюго

 



Основные этапы жизни и творчества

 

Виктор Гюго родился 26 февраля 1802 года в Безансоне. Отец Гюго, который родился в семье мастера столярного цеха, во времена Наполеона стал генералом. Мать писателя, напротив, ненавидела Наполеона и была роялисткой. Семья Гюго часто переезжала, некоторое время они жили в Испании. После падения Наполеона, находясь в Мадриде, где отец был губернатором, семья распалась. Виктора воспитывала мать.

В Гюго рано просыпается поэтический талант. Еще подростком он начинает писать, и уже в 1815-1816 годах его оды и поэмы отмечаются на конкурсах Тулузской академии, а в дальнейшем и королевским правительством. Свой первый поэтический сборник "Оды и разные стихотворения" (1822) он написал в стиле классицизма.

Свидетельством классицизма в романтизм является первый роман Гюго "Ган Исландец" (1821-- 1822). Свидетельством последующего утверждения Виктор Гюго на позиции романтизма был его второй роман "Бюг Жаргаль" (1826). В этом романе Виктор Гюго обратился к изображению восстания негров-рабов. В отрасли поэтического стиля реформа Гюго определилась в попытке заменить стихотворение рационализма классицизма языком человеческих чувств. Он отказывается от украшений, заимствованных из античной мифологии. В этот же период Виктор Гюго обращается к балладе, которая считалась жанром романтичным и привлекала тогда общее внимание. В 1826 году выходит его сборник "Оды и баллады", само название которого красноречиво удостоверяет его переходный характер: здесь ода, образцовый жанр классической поэзии, объединены с балладой характерным представителем романтичной поэзии.

В конце 20-х годов романтики уделяют особое внимание завоеванию театра, который все еще оставался под властью классицизма. С этой целью в 1827 году Виктор Гюго пишет свою первую романтико-историческую драму "Кромвель", которая рассказывает об английской буржуазной революции XVII века, где ее вождь Кромвель был изображен как сильная личность, но, в отличие от цельных героев классицизма, он испытывает моральные противоречия: сбросив короля, он готов изменить революции и стать монархом. Большую огласку приобрело предисловие к драме, в ней Гюго стремился связать развитие литературы с развитием истории человечества, чтобы показать историческую обусловленность торжества романтизма. Это была целостная программа романтичного движения.

Также небывалой интенсивности достигает многогранная творческая деятельность Гюго. Особенно значительным явлением стал его сборник "Ориенталии" (1829) - первый завершенный романтичный сборник поэзии, который и создает Гюго репутацию большого поэта.

 Для художественного творчества Гюго характерна редкая жанровая разнообразность: с одинаковым успехом выступал он в поэзии, прозе и драматургии. Но прежде всего он был поэтом.

Идейное содержание драмы Гюго не всходит к самой проблематике, которая связана с идеологической битвой конца 20-х годов и Июльской революцией 1830 года. Романтичная драма Гюго перекликалась с актуальной социально-политической проблемой современности, отстаивала ее передовые идеалы и устремления. [1]

В основу каждой из драм Гюго 1829-1839 лет, за исключением "Лукреции Борджа" (1833), положен конфликт простолюдинов, представителей третьего сословия, с феодальной аристократией и монархией ("Марион Делорм", "Король, развлекается", 1832, "Мария Тодор", 1833, "Рюи Блаз", 1838) и другие.

В истории французской литературы вторая половина 20-х годов обозначена расцветом жанра исторического романа. Одним из наивысших достижений французского исторического романа времени романтизма есть роман Гюго "Собор Парижской Богоматери" (1831). Этот роман отражает национальную историю, он связан с актуальной современной проблематикой. [4]

Конец 20-х и 30-х годов принадлежит, рядом с двумя десятилетиями изгнания (1851 -1870), к периодам творческой активности, необычной даже для Гюго, В эти годы он возводил строение романтичной драматургии и театра, активно выступал в прозаических жанрах, но вместе с тем, не ослаблялась и интенсивность его поэтического творчества. В 30-х и в начале 40-х годов появляются четыре его поэтических сборника - "Осенние листья" (1836), "Песня сумрак" (1837), "Внутренние голоса" и "Лучи и тень" (1841). Кроме того, много поэзии вошло в "Созерцаниям" - огромный двухтомный сборник, опубликованный уже в период изгнания (1856). [6]

После Февральской революции 1848 года и установления диктатуры Луи Бонапартом Гюго оставляет Францию и едет в изгнание. Он поселяется на острове на проливе Ла-Манш. С целью разоблачить и обесславить перед всем миром политического авантюриста и его преступный режим и тем самым способствовать его скорому падению в первый год эмиграции, Гюго пишет две книги: "Наполеон Маленький" и "Историю одного преступления" - своеобразную обличительную хронику хода событий во время государственного переворота 1851 года. [2]

Именно в период изгнания завершается формирование мировоззрения писателя. В первые годы изгнания, на островке Джерси, Виктор Гюго создает сборник "Карты" (1853), который справедливо считается вершиной его политической поэзии. На первый взгляд, сборник производит впечатление калейдоскопа реальных сценок и гротесково - карикатурных портретов, но есть в ней четко различимая смысловая линия и поле необычайно высокого эмоционального напряжения, которые всему этому разнородному материалу добавляют определенной упорядоченности и завершенности.

 Активно выступал Виктор Гюго во время изгнания также в прозаических жанрах. В этот период появилось три романа: "Обездоленные" (1862), "Труженики моря" (1866) и "Человек, который смеется" (1869). Во всех этих романах центральной выступает тема народа.  Виктор Гюго был не только большим поэтом, но и активным общественно-политическим деятелем, который стремился влиять на ход событий. Сборник "Грозный год" (1872) являет собой своеобразную поэтическую хронику драматичных событий, которые переживала Франция во время Франко-прусской войны (1870-1871). [2]

Творческая активность Виктора Гюго не погасала до последних лет его долгой жизни. Но он остается и активным общественным деятелем, и страстным публицистом, неутомимо борется против политической реакции, общественного зла и несправедливости.

В последний период творчества Гюго одна за другой появляются его поэмы и поэтические сборники: "Искусство быть дедушкой" (1877), сатирическая поэма: "Папа" (1878), "Осел" (1880), "Все струны лиры" (1888- 1893) и другие.

Умер Виктор Гюго 23 мая 1885 года. Его смерть была воспринята французской общественностью как национальная трагедия, а его похороны превратились в грандиозную, действительно всенародную манифестацию, в которой приняли участие тысячи людей. Творчество Гюго крепко и навсегда вошла в золотой фонд французской и международной культуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: