Методы комплексной рейтинговой оценки деятельности организаций

Комплексная оценка хозяйственной деятельности представляет собой ее характеристику, полученную в результате всестороннего исследования совокупности показателей, отражающих основные аспекты хозяйственных процессов, и содержащую обобщающие выводы о результатах деятельности экономического субъекта и его структурных подразделений.

Проведение комплексной оценки позволяет сравнивать деятельность отдельных хозяйствующих субъектов или их структурных подразделений, проводить их ранжирование по рейтингу. Комплексная оценка результатов деятельности хозяйствующих субъектов может проводиться не только в пространстве (в сравнении с другими организациями), но и во времени (сравнение деятельности одной и той же организации за разные периоды времени).

Для получения обобщающей комплексной рейтинговой оценки необходимо свести различные показатели, характеризующие конечные результаты и эффективность деятельности хозяйствующих субъектов или их структурных подразделений, в единый (интегральный) показатель Кj. Этот показатель может быть рассчитан с помощью различных методов.

Реализация методов комплексной рейтинговой оценки деятельности хозяйствующих субъектов предполагает выполнение следующих условий:

- наличие двух или более субъектов хозяйствования (организаций, структурных подразделений: филиалов, дочерних компаний, цехов, участков и т.д.);

- сопоставимость деятельности хозяйствующих субъектов;

- существование совокупности двух или более показателей, характеризующих деятельность этих субъектов;

- наличие абсолютных значений показателей за два периода времени или их темпов роста.

Наиболее часто используются следующие методы комплексной рейтинговой оценки.

Метод сумм. При использовании этого метода интегральный показатель комплексной рейтинговой оценки Kj рассчитывается по формуле

 = , где

xij - темп роста i-го показателя по j-му хозяйствующему субъекту;

n - количество показателей для комплексной рейтинговой оценки.

Метод сумм применим только для однонаправленных относительных показателей.

Однонаправленность показателей предполагает, что увеличение (уменьшение) значения любого частного показателя расценивается как улучшение деятельности, а уменьшение (увеличение) значения частного показателя – как ухудшение деятельности хозяйствующего субъекта.

Если улучшение деятельности связано с увеличением одних частных показателей и уменьшением других, то показатели называются разнонаправленными.

Однонаправленность частных показателей предполагает ранжирование объектов по возрастанию (убыванию) значений интегрального показателя (Kj). В случае, когда улучшение деятельности характеризуется ростом частных показателей, ранжирование проводится по возрастанию Kj и наоборот.

Метод геометрической средней. Интегральный показатель Kj вычисляется как средняя геометрическая коэффициентов роста частных показателей

 = х100.

Условия применения совпадают с условиями применения метода сумм. Выводы делаются аналогичным образом.

Метод коэффициентов. Интегральный показатель Kj рассчитывается как произведение коэффициентов роста показателей

 = .

Так же, как и метод сумм, метод коэффициентов применим только для однонаправленных относительных показателей, а организации ранжируются по возрастанию (убыванию) интегрального показателя. Этот метод практически не отличается от метода средней геометрической, в результате применения этих методов организации занимают одинаковые места. Преимуществом метода средней геометрической является его большая наглядность, так как, аналогично методу сумм, он позволяет сравнивать средние темпы роста показателей.

Метод суммы мест. Применение данного метода предполагает предварительное ранжирование хозяйствующих субъектов по каждому показателю в отдельности. Интегральный показатель Kj рассчитывается по формуле

 = где

Мij  - место, которое занимает j-й хозяйствующий субъект по i-му показателю.

Если ввести весовые коэффициенты (коэффициенты значимости показателей), интегральный показатель будет рассчитываться по формуле

 =  где

αi - коэффициент значимости i-го показателя.

В отличие от ранее рассмотренных методов, метод суммы мест может применяться и для однонаправленных, и для разнонаправленных показателей. Кроме того, могут использоваться как абсолютные, так и относительные значения показатели (темпы роста).

Лучшим считается хозяйствующий субъект с минимальной суммой мест.

Метод расстояний. Основой метода является определение степени близости хозяйствующего субъекта по сравниваемым показателям к субъекту-эталону (хозяйствующему субъекту с лучшими значениями показателей). Самый высокий рейтинг будет у той организации или структурного подразделения, у которого Kj минимальное. Это означает, что данный хозяйствующий субъект по своим показателям наиболее близок к эталонному.

Расчет интегрального показателя Kj проводится по формуле евклидова расстояния от точки эталона до точки, соответствующей оцениваемому объекту

 = , где

xij - абсолютное значение i-го показателя по j-ому хозяйствующему субъекту или темп его роста;

хiэтал - эталонное (лучшее) значение i-го показателя.

Условия применения метода совпадают с условиями применения метода суммы мест. Наивысшую оценку получает объект, наименее удаленный от эталона, то есть имеющий минимальное значение интегрального показателя.

При использовании методов суммы мест и расстояний необходимо помнить, что лучшим может быть как максимальное, так и минимальное значение показателя. Это зависит от анализируемого показателя. Так, например, если сравниваются показатели рентабельности, то лучшим будет максимальное значение, так как рост рентабельности свидетельствует о повышении эффективности деятельности. Если же сравниваются показатели затрат на рубль продукции, то лучшим будет минимальное значение показателя, так как о повышении эффективности использования ресурсов свидетельствует снижение затратоемкости (затрат на рубль продукции).

Проиллюстрируем порядок применения методов комплексной рейтинговой оценки на конкретном примере. Оценим деятельность трех торговых организаций на основании исходных данных, представленных в таблице 1.

Таблица 1 Исходные данные комплексной рейтинговой оценки для деятельности торговых организаций

Показатель Супермаркет «Семерочка» (1) Супермаркет «Планета вкуса» (2) Супермаркет «Новый континент» (3)
1. Объем продаж на 1 работника, тыс.р.: – предыдущий год 200,8 175,8 251,3
– отчетный год 250,6 196,2 324,4
– темп роста, % 124,9 111,6 129,1
2. Рентабельность продаж, % – предыдущий год 18,3 22,1 19,7
– отчетный год 19,1 21,6 20,5
– темп роста, % 104,4 97,7 104,1
3. Объем продаж на 1 рубль основных средств (фондоотдача), р.: – предыдущий год 5,88 4,95 7,68
– отчетный год 6,99 5,53 6,97
– темп роста, % 118,9 111,7 90,8
4. Оборачиваемость товаров, обороты: – предыдущий год 12,3 13,6 11,9
– отчетный год 13,1 13,9 12,8
– темп роста, % 106,5 102,2 107,6

Как видим, показатели, выбранные для комплексной рейтинговой оценки, являются однонаправленными, следовательно, применимы все рассмотренные методы. Рассчитаем по данным таблицы 5.1 комплексные оценки различными способами.

По методу суммы мест

Используем формулу  = , где

xij - темп роста i-го показателя по j-му хозяйствующему субъекту;

n - количество показателей для комплексной рейтинговой оценки.

;

;

.

Так как выбранные нами для комплексной оценки показатели являются однонаправленными, причем их увеличение свидетельствует об улучшении деятельности, лучшей будет организация с максимальным значением Кj, т. е. самый высокий рейтинг имеет супермаркет «Семерочка», а самый низкий – супермаркет «Планета вкуса».

Метод геометрической средней

 

 = х100.

 

дает следующий результат

 =  х100 =113,4%

 =  х100 =105,6%

 =  х100 =107,0%

В результате применения метода коэффициентов получим

К1 = 1,249 × 1,044 × 1,189 ×∙1,065=1,651;

К2 = 1,116 ×∙0,977 × 1,117 ×∙1,022=1,245;

К3 = 1,291 ×∙1,041 × 0,908 × 1,076=1,313.

Выводы, сделанные по результатам расчетов, проведенных тремя методами, совпадают.

Расчет интегрального показателя методом суммы мест на основе относительных показателей (темпов роста) по данным таблицы 1 проведем в таблице 2.

Таблица 2 Распределение мест между торговыми организациями по результатам деятельности

Показатель

Распределение мест

супермаркет «Семерочка» супермаркет «Планета вкуса» супермаркет «Новый континент»
Объем продаж на 1 работника 2 3 1
Рентабельность продаж 1 3 2
Фондоотдача 1 2 3
Оборачиваемость товаров 2 3 1
Сумма мест 6 11 7
Место в рейтинге 1 3 2

 

В нашем примере распределение мест в результате оценки по методу суммы мест не изменилось.

Проведем комплексную оценку деятельности организаций методом расстояний на основе динамики показателей, то есть в качестве исходных данных используем темпы роста показателей из таблицы 5.1. Для наглядности исходные данные и результаты расчетов удобно представить в таблице 3.

 =

 =  = 0,034

 =  = 0,169

 =  = 0,236

Таблица 3 Комплексная оценка результатов деятельности торговых организаций на основе динамики показателей

Показатели

Темпы роста показателей

Организация-эталон
супермаркет «Семерочка» супермаркет «Планета вкуса» супермаркет «Новый континент»  
Объем продаж на 1 работника 124,9 111,6 129,1 129,1
Рентабельность продаж 104,4 97,7 104,1 104,4
Фондоотдача 118,9 111,7 90,8 118,9
Оборачиваемость товаров 106,5 102,2 107,6 107,6
Комплексная оценка по методу расстояний 0,034 0,169 0,236
Место в рейтинге 1 2 3

 

Как видим, при оценке динамики результативных показателей деятельности торговых организаций выводы совпадают с ранее сделанными при применении других методов.

Следует отметить, таблицы, аналогичные по форме таблице 5.3 (за исключением графы «Организация-эталон»), целесообразно использовать и для комплексной оценки методами сумм, средней геометрической и коэффициентов.

Рассчитаем методом расстояний комплексную оценку по данным отчетного года, представленным в таблице 5.1, то есть по абсолютным показателям. Исходные данные и результаты расчетов приведены в таблице 4.

Таблица 4 Комплексная оценка результатов деятельности торговых организаций в отчетном периоде на основе абсолютных показателей

Показатели Супермаркет «Семерочка» Супермаркет «Планета вкуса» Супермаркет «Новый континент» Организация-эталон
Объем продаж на 1 работника 250,6 196,2 324,4 324,4
Рентабельность продаж 19,1 21,6 20,5 21,6
Фондоотдача 6,99 5,53 6,97 6,99
Оборачиваемость товаров 13,1 13,9 12,8 13,9
Комплексная оценка по методу расстояний 0,262 0,447 0,094
Место в рейтинге 2 3 1

 

 =  = 0,262

 =  = 0,447

 =  = 0,094

По итогам работы за отчетный год самый высокий рейтинг у супермаркета «Новый континент», а самый низкий – у супермаркета «Планета вкуса», таким образом, оценка на основе абсолютных данных за отчетный год отличается от оценки, полученной на основе показателей динамики. Объем продаж супермаркета «Новый континент» значительно превышает объемы продаж других организаций, а остальные показатели достаточно близки к лучшим значениям. Сдерживающим фактором при оценке динамики показателей для этой организации явилось резкое снижение фондоотдачи в отчетном году по сравнению с предыдущим. Поэтому менеджерам супермаркета «Новый континент» необходимо уделить особое внимание повышению эффективности использования основных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: