double arrow

Рентабельность. Показатели рентабельности


Распределение и использование прибыли

Факторы роста прибыли

Планирование прибыли

Тема 4. Прибыль организации

1. Экономическое содержание прибыли

Прибыль – чистый доход, созданный предприятием в процессе финансово – хозяйственной деятельности – превышение доходов предприятия над его расходами. Обратное положение – убыток.

Функции прибыли:

1. Прибыль – показатель эффективности деятельности предприятия.

2. Прибыль – основной источник прироста собственного капитала.

3. Прибыль – источник формирования доходов бюджетов различных уровней.

Таким образом, прибыль предприятия является основным фактором его экономического и социального развития.

Определенную роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты предприятия в направлениях использования финансовых ресурсов, в организации производства и сбыта продукции.

Ниже приведен расчет основных видов прибыли, содержащихся в ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках»:

Выручка от продажи товаров, работ, услуг

-

Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг

=

Валовая прибыль

-

Коммерческие расходы




-

Управленческие расходы

=

Прибыль (убыток) от продаж

+

Операционные доходы

-

Операционные расходы

+

Внереализационные доходы

-

Внереализационные расходы

=

Прибыль (убыток) до налогообложения

-

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

=

Чистая прибыль

Одним из важных показателей, используемых в финансовом анализе, является маржинальная прибыль (МП).

МП = Выручка от реализации – Переменные расходы. (3)

Маржинальная прибыль служит мерой оценки способности предприятия покрывать постоянные расходы и формировать прибыль.

Для коммерческих организаций очень важно определить порог рентабельности (выручку при которой нет ни прибылей, ни убытков) и запас финансовой прочности.

Порог рентабельности = Постоянные расходы ÷ МП/Выручка (4)

Запас финансовой прочности = Выручка – Порог рентабельности (5)

На величину прибыли организации влияют две группы факторов:

внешние: природные условия, социально – экономические условия, цены на производственные ресурсы;

внутренние: объем продаж, себестоимость структура продукции и затрат, цена продукции, учетная политика организации.

Планирование прибыли – составная часть финансового планирования. Основой расчетов прибыли служит прогнозируемый объем продаж.

Методы планирования прибыли:

Метод прямого счета. В основе его лежит поассортиментный расчет прибыли от реализации продукции. Последняя определяется как разница между объемом выручки в ценах продаж и полной себестоимостью реализуемой продукции. Объем выручки и полная себестоимость определяются с учетом переходящих остатков готовой продукции на начала и конец планируемого периода.



Аналитический метод.Расчет ведется в следующей последовательности:

с помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базовой себестоимости;

рассчитывается изменение себестоимости продукции в планируемом году;

определяется влияние ассортимента, качества, сортности продукции;

после обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен;

влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется.

Аналитический метод имеет то преимущество, что показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования.







Сейчас читают про: