Распределение и использование прибыли
Факторы роста прибыли
Планирование прибыли
Тема 4. Прибыль организации
1. Экономическое содержание прибыли
Прибыль – чистый доход, созданный предприятием в процессе финансово – хозяйственной деятельности – превышение доходов предприятия над его расходами. Обратное положение – убыток.
Функции прибыли:
1. Прибыль – показатель эффективности деятельности предприятия.
2. Прибыль – основной источник прироста собственного капитала.
3. Прибыль – источник формирования доходов бюджетов различных уровней.
Таким образом, прибыль предприятия является основным фактором его экономического и социального развития.
Определенную роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты предприятия в направлениях использования финансовых ресурсов, в организации производства и сбыта продукции.
Ниже приведен расчет основных видов прибыли, содержащихся в ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках»:
Выручка от продажи товаров, работ, услуг
|
|
-
Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг
=
Валовая прибыль
-
Коммерческие расходы
-
Управленческие расходы
=
Прибыль (убыток) от продаж
+
Операционные доходы
-
Операционные расходы
+
Внереализационные доходы
-
Внереализационные расходы
=
Прибыль (убыток) до налогообложения
-
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
=
Чистая прибыль
Одним из важных показателей, используемых в финансовом анализе, является маржинальная прибыль (МП).
МП = Выручка от реализации – Переменные расходы. (3)
Маржинальная прибыль служит мерой оценки способности предприятия покрывать постоянные расходы и формировать прибыль.
Для коммерческих организаций очень важно определить порог рентабельности (выручку при которой нет ни прибылей, ни убытков) и запас финансовой прочности.
Порог рентабельности = Постоянные расходы ÷ МП/Выручка (4)
Запас финансовой прочности = Выручка – Порог рентабельности (5)
На величину прибыли организации влияют две группы факторов:
внешние: природные условия, социально – экономические условия, цены на производственные ресурсы;
внутренние: объем продаж, себестоимость структура продукции и затрат, цена продукции, учетная политика организации.
Планирование прибыли – составная часть финансового планирования. Основой расчетов прибыли служит прогнозируемый объем продаж.
Методы планирования прибыли:
Метод прямого счета. В основе его лежит поассортиментный расчет прибыли от реализации продукции. Последняя определяется как разница между объемом выручки в ценах продаж и полной себестоимостью реализуемой продукции. Объем выручки и полная себестоимость определяются с учетом переходящих остатков готовой продукции на начала и конец планируемого периода.
|
|
Аналитический метод. Расчет ведется в следующей последовательности:
с помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базовой себестоимости;
рассчитывается изменение себестоимости продукции в планируемом году;
определяется влияние ассортимента, качества, сортности продукции;
после обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен;
влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется.
Аналитический метод имеет то преимущество, что показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования.