Взлёт и падение неолиберализма (с 1980-х по наше дни)

Маргарет Тэтчер начала устранять смешанную экономику. Приватизация государственных предприятий.

Рональд Рейган и экономика стимулирования предложения: богатые богатеют, а бедные беднеют, для того чтобы заставить людей усерднее работать.

Крах социализма.

Несмотря на достижения в космической гонке, СССР и его союзники смогли предложить своим гражданам лишь продукт второго сорта.

Глобализация и новый мировой экономический порядок.

В 1994 году Канада, США и Мексика заключили соглашение НАФТА. В 1995 году была создана из ГАТТ всемирная торговая организация – ВТО.

Глобализация стала определяющей концепцией времени благодаря технологическим революциям в коммуникациях (интернет) и транспортной сфере (авиация и контейнерные перевозки).

Азиатский финансовый кризис 1997 года – начало конца?

В 2000м году лопнул пузырь доткомов.

Мировой финансовый кризис 2008 года – кризис ипотечных кредитов, привёл к разрушительным последствиям: появлению 80 миллионов новых безработных и снижению уровня доходов на душу населения.

 



Глава 4.

Адам Смит – основатель классической школы экономики.

«С помощью конкуренции рынок держит всех производителей в состоянии боевой готовности, поэтому оставьте его в покое».

Стремление к удовлетворению личных интересов отдельных хозяйствующих субъектов приводит к выгодному результату для общества в виде создания максимального национального богатства (благодаря силе конкуренции).

Невидимая рука рынка: производители, пытаясь получить прибыль, стремятся поставлять более дешёвые и качественные продукты, максимизируя объём продукции, произведённой в данной стране.

Закон Сэя: предложение создаёт собственный спрос (каждая экономическая деятельность приносит доходы, эквивалентные стоимости продукта).

Теория сравнительного преимущества Рикардо (в международной торговле): страна с более высокой производительностью труда должна производить те продукты, по которым у неё есть преимущество в издержках по сравнению с другой страной, а страна с меньшей производительностью труда должна специализироваться на том, в чём её проигрыш по издержкам относительно меньше, чем по другим.

Классическая школа рассматривает капиталистическую экономику из «трёх классов общества»: капиталистов, рабочих и землевладельцев (классовый анализ).

Трудовая теория стоимости – цена продукта определяется временем, необходимым для его производства.

Неоклассическая школа.

«Люди знают, что делают, поэтому оставьте их в покое – за исключением случаев сбоя в работе рынков».

Стоимость продукта зависит не только от времени, необходимого на его производство, но и от того, насколько продукт нужен потенциальным покупателям (если что-либо трудно произвести не означает, что данный продукт более ценен).

Неоклассическая школа рассматривает экономику как совокупность рациональных и эгоистичных индивидуумов, а не как классов. Индивидуум – «машина удовольствий», нацеленная на максимизацию удовольствия (полезности) и минимизацию боли (неудобства).

Неоклассическая школа сместила фокус с производства на потребление и обмен.

Критерий Парето: если мы уважаем право каждого независимого индивидуума, то должны рассматривать социальные изменения как улучшения только тогда, когда они приносят пользу одним людям, не причиняя при этом вреда другим.

Теория несостоятельности (провала) рынка Артура Пигу: рыночные цены не отражают истинных социальных издержек и выгод. Например, завод загрязняет воздух и воду, потому что те не имеют рыночной цены, следовательно, к ним можно относиться как к бесплатным продуктам. Но в результате такого «перепроизводства» загрязнения окружающая среда будет уничтожена и общество пострадает.

Экстерналия – последствия некоторых видов экономической деятельности не имеют цены на рынке и, следовательно, не отражаются в экономических решениях.

Информационная экономика объясняет, почему асимметричная информация – когда одна из сторон рыночного обмена знает то, чего не знает другая, – приводит к сбоям в работе рынков и даже к их краху.

Марксистская школа.

«Капитализм – мощное средство экономического прогресса, но он рухнет, как только частная собственность станет препятствием для дальнейшего развития».

Производство – основа общественного порядка, как говорил Энгельс.

Каждое общество рассматривалось как построенное на экономическом базисе, который в свою очередь состоит из производительных сил (технологий, машин, навыков) и производственных отношений (прав собственности, трудовых отношений, разделения труда).

Маркс был первым экономистом, который обратил внимание на различия между иерархическим, плановым характером деятельности компаний и (формально) свободным, стихийным характером функционирования рынка.

Маркс считал, что работа способна позволить людям проявить свои творческие способности и подчёркивал надуманность и бесполезность монотонной работы, базирующий на глубоком разделении труда.

Адам Смит хотя и высоко оценивал результаты роста производительности при глубоком разделении труда, тоже был обеспокоен негативным воздействием на рабочих монотонного труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: