Девелопменталистская традиция

«Полностью доверившись рынку, отсталые страны не смогут развиваться».

Данная традиция зародилась за два столетия до классической школы и направлена на оказание помощь экономически отсталым странам в развитии их экономики через получение более сложных производственных мощностей.

Высокотехнологичные отрасли промышленности дают странам лучшую возможность развивать свой производственный потенциал, но в государствах с отсталой экономикой такие отрасли необходимо стимулировать, вводя пошлины, субсидии и нормативные положения, т. к. свободные рынки будут тянут страну к низкопроизводительной деятельности.

Ранние представители данной традиции известные как меркантилисты, изображаемых заинтересованными в получении положительного торгового баланса, т. е. положительной разницы между экспортом и импортом.

В современном мире девеполменталистскую традицию называют экономикой развития. Согласно Хиршману некоторые отрасли имеют особенно многочисленные связи (или контакты) с другими отраслями промышленности, т. е. покупают или продают продукцию у особенно большого числа других отраслей. Если правительство будет стимулировать такие отрасли (например, автомобилестроительная и сталелитейная промышленности), то экономика будет расти энергичнее, чем если оставить всё на усмотрение рынка.

Австрийская школа.

«Никто не может знать всё, поэтому оставьте всех в покое».

В австрийской школе рациональность человека считали ограниченной, а мир очень сложным и неопределённым. Никто (в том числи «чиновники Госплана») не может получить всю необходимую информацию, необходимую для управления сложной экономикой. Следовательно, разнообразные и изменчивые планы многочисленных субъектов экономической деятельности могут быть согласованные друг с другом только через спонтанный характер конкурентного рынка.

Однако как сам рыночный порядок, так и различные субъекты экономической деятельности (ООО, центральные банки, законы и нормативы), имеют преднамеренно созданный, а не спонтанный характер.

(Нео) шумпетерианская школа.

«Капитализм – это мощное средство экономического прогресса, но он сдаст свои позиции, поскольку компании становятся все более крупными и бюрократизированными».

Инновации, за счёт которых движется капитализм, дают успешным бизнесменам временные монополии на соответствующих рынках, что позволяет им заработать предпринимательскую прибыль.

Шумпетер утверждал, что конкуренция на основе инноваций эффективнее (неоклассической) ценовой конкуренции.

Кейнсианская школа.

«То, что хорошо для людей, необязательно так же хорошо для экономики в целом».

То, что для одного человека – трата, для другого – доход. Экономика потребляет не всё, производимое ею.

Сбережения (разница между объёмом производства и объёмом потребления) следует инвестировать.

Инвестиции зависят от ожиданий, которыми движут неопределённость и риски.

В неопределенном мире инвесторы могут вдруг стать пессимистичными в отношении будущего и сократить свои инвестиции. В такой ситуации появится избыток сбережений.

Кейнс считал, что инвестиции становятся достаточными для обеспечения полной занятости только тогда, когда нерациональное начало – «внутренняя потребность действовать, а не бездействовать», как он это определял, – потенциальных инвесторов стимулируется новыми технологиями, финансовой эйфорией или другими нетипичными явлениями.

Нормальное состояние дел, по его мнению, наблюдается в случаях, когда инвестиции равны сбережениям на уровне платежеспособного спроса (который на самом деле подкреплен покупательной способностью), чего недостаточно для поддержки полной занятости.

Деньги – не просто единица учета или удобное средство обмена, как полагала классическая (и неоклассическая) школа, а средство для обеспечения ликвидности (или средств для быстрого изменения чьего-либо финансового положения) в нестабильном мире.

С учетом этого финансовый рынок представляет собой не просто источник денег для инвестиций, но и место для заработка денег путем игры на расхождениях во мнении людей о доходности одних и тех же инвестиционных проектов – иными словами, место для спекуляций.

Кейнс: «в долгосрочной перспективы мы все мертвы».

Институциональная школа.

Люди – это продукт собственного общества, даже если они способны изменить его правила.

Торстейн Веблен утверждал, что за поведением человека стоит множество мотивов – инстинкт, привычка, убеждение – и только после этого рациональный мотив. Он также считал, что человеческая рациональность формируется социальной средой, состоящей из институтов (или формальных и неформальных правил). Институты не только влияют на то, как ведут себя люди, но и меняют их, как и люди меняют эти институты.

Ключевым понятием неоинституционализма стали трансакционные издержки.

Бихевиоризм.

Мы недостаточно умны, поэтому должны сознательно ограничивать свою свободу выбора с помощью правил.

Герберт Саймон считал рациональность ограниченной. Люди разрабатывают мыслительные «ярлыки» (эвристики), которые позволяют экономить умственные способности. Для компенсации ограниченности рациональности мы создаём организационные процедуры и социальные институты.

Около 80 процентов экономической деятельности в США происходит внутри организаций (компаниях и правительстве), что уместно называть экономикой организаций.



Глава 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: