Экспериментальное изучение тонкого ума

 

Заглянув в глубину этого вопроса, мы не могли не задуматься о совместном использовании учения о тонком и грубом уме с неврологическими методами и средствами. Видя, что времени остается мало, я попытался подвести итог:

— Из всех состояний, которые позволяют нам установить более тонкие уровни сознания, ясный свет сна и основное чистое осознание, описанное практиками Дзогчен, кажутся наиболее полезными для западной медицины.

Его Святейшество согласился:

— Вы можете также провести изучение человека, практикующего пхову. Сейчас уже никто не выполняет практику переноса сознания в труп. Эта традиция утеряна.

Пит в свою очередь спросил:

— А в каких состояниях, аналогичных ясному свету смерти, вы предполагаете изменение физических свойств тела?

Его Святейшество ответил:

— Четвёртая возможность для исследований — изучение медитаторов, практикующих дыхание кувшина [36]. Говорят, что медитаторы, которые способны поддерживать дыхание сосуда на самом низком уровне, могут задерживать дыхание более чем на две минуты. Более продвинутые медитаторы могут продержаться четыре-пять или даже восемь-девять минут без дыхания. Вероятно, важна частота сокращения сердца. Согласно медицинской науке возможно ли так долго сдерживать дыхание? Сколько минут искусные японские и другие ныряльщики могут находиться под водой без дыхания?

Оба врача ответили одинаково: около пяти минут. Далай Лама продолжил;

— Возможно ли, с медицинской точки зрения, провести девять-десять минут без дыхания?

— Да, путем снижения уровня метаболизма[37], — ответил Пит. — Вы можете это сделать, если снизите температуру тела, но практикующий медитацию может использовать другие способы замедления метаболизма, чтобы защитить мозг от недостатка кислорода. Я думаю, ПЭТ-сканирование могло бы дать ответ на некоторые из этих вопросов, но это потребует введения вещества-индикатора в вену. Позволят ли медитирующие это сделать?

— Это их личное дело, им это предложение может не понравиться, потому что они не захотят отрываться от медитаций. Возможно, такая процедура помешает им, но, скорее всего, это зависит от уровня опыта медитатора. Если у него настоящий, глубокий, стабильный и тонкий опыт, то, я думаю, это ему не помешает.

Пит выразил наше общее мнение, сказав, что такие эксперименты были бы уникальными. Его Святейшество, всегда относившийся к науке с уважением, предложил:

— Я поищу людей для эксперимента. Наша задача — найти субъектов. Вы, ученые, можете создать какие-нибудь ужасные приборы, а мы попытаемся для начала найти мертвое тело. — Мы все рассмеялись. — В шестидесятые годы я встречался с одним ученым, моим хорошим другом, и говорил с ним об этих явлениях. Он сказал, что хотел бы провести несколько исследований, но я сказал ему, что медитаторы, с которыми ему нужно было бы работать, еще не родились! За последние двадцать лет появились люди с большим опытом, но найти их по-прежнему трудно, поскольку они рассеяны по разным местам. В Ладакхе есть несколько истинно религиозных буддистов-практиков, но они совершенно независимы. Никто не может приказать им что-то сделать. Некоторые из них очень упрямы. И все же я считаю широкий взгляд на вещи очень важным.

Мы уже обсуждали одну из основных областей, где наука и буддизм могут вести диалог, а именно тезис Махаяны, который побуждает людей быть непредвзятыми, объективными. Это, в свою очередь, предполагает критическое отношение к самим учениям Махаяны. Должно присутствовать активное соучастие в выяснении всех общих вопросов, а не просто равнодушный скептицизм, который свидетельствует о том, что вы не воспринимаете проблему серьезно. Будда говорил, что его слова не должны приниматься просто из уважения к нему, а их необходимо рассматривать, как ювелир рассматривает золото перед покупкой. В этом основа нашей позиции: изучение, еще раз изучение и обсуждение, — он усмехнулся. Замечательное завершение для такого значимого обсуждения.

 

Предсмертный опыт

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: