Предсмертный опыт и буддийское учение

 

— Чтобы ответить на вопрос об отношении буддизма к предсмертному опыту, необходимо описать три мира: желания, формы и без форм. В системе Калачакра существует более точное деление на шесть или тридцать один мир. В целом мы можем сказать, что существуют разные миры, разные формы бытия; человеческая жизнь — одна из них. То, что мы обычно называем духами, является некой формой жизни, существами, которые имеют другое тело и ментальность. В сфере желаний, особенно в среде, населенной человеческими существами, есть множество Других существ. Можно сказать, что каждый их класс или вид имеет свое собственное имя, и все они живут рядом с нами. Другие, например дэвы, могут быть где-то в другом месте мира желаний, но множество существ, как считается, находятся среди нас в этом мире. Подобно людям, некоторые формы жизни более миролюбивые, другие — зловредные. У них есть собственные проблемы, и вмешательство людей в мир этих духов происходит реже, чем вмешательство с их стороны.

Если вы подружитесь с кем-то из этих существ, они могут быть полезны как оракулы, но что касается реального механизма того, как медиум входит в транс и как происходит одержимость, этого я не знаю! Когда имеешь дело с оракулами, разумеется, есть опасность обмана. Тем не менее, если вы найдете квалифицированного и по-настоящему надежного оракула, то это будет иногда очень полезно. Вспомним известный случай с оракулом-дэвом Нечунг. Первое свидетельство об этом дэве пришло из Индии, где он впервые появился. Один человек путешествовал в северное Амдо (высокогорное плато на северо-востоке Тибета), и дэв Нечунг последовал за ним. Потом в восьмом веке, во времена Падмасамбхавы, тот же самый — дэв пришел из Хора, что в северном Амдо, в центральный Тибет недалеко от Лхасы. Этот дэв Нечунг считался богом сферы желаний.

Джоан упорствовала:

— Предположим, что один из ваших учеников или монахов пережил предсмертный опыт, подобный тому, который мы сегодня описывали, и спросил вас, что он означает. Что бы вы ему сказали?

— Если я не могу объяснить этот опыт здесь, сейчас, как я смогу объяснить его молодому монаху?! Я не знаю, как объяснить его в целом, не говоря уже об особенностях конкретного человека.

Я тоже рискнул:

— Не является ли момент смерти — окончательной смерти, без возвращения назад — для большинства неподготовленных людей ужасным переживанием, а вовсе не счастливым, приятным состоянием?

— Существует два возможных вида переживаний, и то, что происходит, полностью зависит от отношения человека к жизни, от его психических процессов и так далее. Эти переживания индивидуальны для каждого человека. Даже среди самых обычных людей существует множество разных вариантов. Люди, которые в своей жизни постоянно испытывали сострадание или, по крайней мере, в последние годы перед смертью, будут иметь аналогичные переживания в промежуточном состоянии. Но бардо тех, кто был нетерпим в жизни или совершал отрицательные поступки, будет совершенно иным. Существует множество нюансов, определяющих то, как человек возродится в следующей жизни.

Есть некое явление, называемое «возвращение из мертвых», или делок по-тибетски. Вспомните случай, когда мать просила дочь не трогать ее тело, и в течение недели тело оставалось неподвижным; после чего женщина проснулась и описала места, которые посетила, пока тело лежало без движения. Этот случай можно рассматривать как пример явления воскрешения из мертвых. Нарушается ли в таком случае связь между грубым телом и очень тонкой энергией-умом? Сомнительно. Мы не уверены, дышит ли человек в этот период вообще или же у него существует очень тонкое дыхание. Этого мы не знаем, поэтому вариантов может быть много. Если в таком случае присутствует особое тело сновидения, которое передвигается отдельно от грубого тела, то это не предполагает отделение очень тонкой энергии-ума. Возможно ли, чтобы очень тонкая энергия-ум отделялась от грубого тела, выходила, а потом возвращалась? Второй вариант весьма проблематичен, потому что эта женщина пережила описанные события, как мы знаем, не в результате глубокой медитативной практики, а просто как результат ее собственной кармы в сочетании со сложившимися особыми условиями. Трудно поверить, что сверхтонкая энергия-ум могла полностью отделиться от грубого тела без практики глубокой медитации, и всё же этот вопрос остается открытым.

Говоря коротко, если связь между сверхтонкой энергией-умом и грубым телом прерывается, то это необратимо. Однако если человек обладает очень высоким осознанием, тогда возможно в ходе медитативной практики отделить сверхтонкую энергию-ум от грубого тела и потом вернуть ее. Два года назад я встретился со старой монахиней, которой было восемьдесят лет. К сожалению, в прошлом году она умерла. Думаю, она знала, что скоро умрет. В тот день она предложила мне несколько старинных тибетских книг, но я отказался, сказав, чтобы она оставила их у себя, так что они остались в ее хижине. Она жила в Дхармасале почти тридцать лет, а в Тибете долгие годы прожила во дворце Потала. Многие люди, в том числе и с Запада, приходили к ней за предсказаниями, потому что ее предсказания были очень точными.

Когда мы познакомились, она рассказала мне, что была замужем и родила сына в двадцать семь — двадцать восемь лет. Потом, когда ее сын умер, она решила уйти из дома, оставила все домашние дела и отправилась путешествовать. Как-то она пришла на гору за монастырем Дрепунг, который считается одним из самых важных буддийских центров в Тибете. Там жили старый лама восьмидесяти восьми лет и пятнадцать монахов. Женщина оставалась там несколько месяцев и слушала их наставления. Однажды она увидела, как два монаха перелетали с одной стороны горы на другую. У нее не было причины лгать, и она была в здравом уме. Поэтому если это правда, то это еще одна тема для исследований.

С буддийской точки зрения наш опыт базируется на пяти внутренних и пяти внешних элементах. Когда медитативный опыт человека достигает достаточной глубины, чтобы контролировать пять внутренних элементов, тогда появляется возможность контролировать и пять внешних элементов. Хотя пространство кажется пустым, если вы развиваете соответствующие энергии, вы можете управлять им. Когда такое происходит, вы можете проникать взглядом сквозь твердые предметы и ходить по пустоте, как по твердой поверхности. Точно так же, как в нас всех существуют тонкие частицы, такие же частицы есть даже в пространстве.

— Ваше Святейшество сказали, что настоящие мастера медитации могут прервать связь в момент фактической смерти и затем вернуться назад. Что в этом случае происходит? — спросил я.

— Это не просто преднамеренное действие, а часть основной практики в Наивысшей йога-тантре. Оно связано с формированием иллюзорного тела, которое отделяется от грубого тела. Куда бы ни шло иллюзорное тело, его сопровождает сверхтонкая энергия-ум. Вы отделяете их оба от грубого тела, а затем возвращаете назад. Это часть практики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: