Характеристика кубаиров и былин башкирском и русском фольклоре

Введение

 

Кубаир – жанровая форма и тип стиха башкирского героического эпоса. Типологически близок русским былинам, украинским думам, кавказским нартам, казахским жырам, якутским олонхо. Исполняются напевно или речитативом. В строфе от 4 до 30 и более рифмованных строк.

Кубаир (и близкий к нему иртэк) можно отнести к произведениям народного творчества, где преобладает в них текстовое начало (музыкальная сторона, если и присутствует, играет подчиненную роль). Кубаиры посвящались обычно наиболее важным вопросам общественной жизни. Они рассказывают о событиях исторического значения, славят родину и ее доблестных батыров В содержании кубаиров большей частью отражены события, происходившие в истории башкирского народа в XIV—XVIII вв. В кубаирах наиболее ценные человеческие качества — смелость и верность — воспеваются в образах народных батыров. 

Были́на (стáрина) — древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков.Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Иван Сахаров предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

В кубаирах, а так же в былинах, больше, чем в каком-либо другом жанре устно-поэтического творчества, выявляется искусство красноречия и народная мудрость. Кубаиры и былины являются важнейшей формой этнического самосознания народа. Тексты эпических кубаиров и русские былины сохраняют народную память о важнейших событиях прошлого и поворотных моментах истории народа. Актуальность темы в том, что мы, современное поколение должны изучать культуру и историю своего народа.

                                                                                           

Проблемой моего проекта является недостаточная осведомленность студентов о кубаирах и былинах в башкирском и русском фольклоре.

Тема: Кубаиры и былины в башкирском и русском фольклоре.

Цель проекта: разработать буклет по теме «Кубаиры и былины в башкирском и русском фольклоре».

Конечный продукт проекта будет выполнен в виде буклета по теме проекта.

Задачи проекта:

1) Изучить и систематизировать литературу о кубаирах и былинах в башкирском и русском фольклоре;

2) охарактеризовать кубаиры и былины в башкирском и русском фольклоре;

3) описать этапы разработки буклета «Кубаирах и былинах в башкирском и русском фольклоре».

 

Характеристика кубаиров и былин башкирском и русском фольклоре

Самобытным эпическим жанром башкирской устной поэзии является кубаир (ҡобайыр), творчество безымянных народных талантов-сэсэнов. Кубаир ярко свидетельствует о том, как в недрах фольклора складывался и вызревал поэт, который в дальнейшем, отделившись от фольклорного бытия, вступил на общественно-литературную арену. Первым таким поэтом был Салават Юлаев. За ним пошли другие, каждый своим путем.

В кубаирах, пожалуй, больше, чем в каком-либо другом жанре устно-поэтического творчества башкир, выявляется искусство красноречия и народная мудрость. В старину йыйыны (народные собрания), большие торжества и различные праздники были местом испытания находчивости и мастерства сэсэнов: там они состязались друг с другом. То, что сэсэны зачастую выступали от имени народа — племени, рода, — выражали его думы и чаяния, необычайно повышало общественное значение кубаиров.

Различаются 3 вида кубаиров:

1. Эпические - сказания, воспевающие батыров: "Урал-Батыр", "Идукай и Мурадым" ("Изеукэй менэн Моразым"), "Карасакал" ("Караhаkал"), "Юлай и Салават" ("Юлай менэн Салауат").

2. Лирические: "Ай, Урал мой, Урал мой!" ("Ай, Уралым, Уралым"), "Смерть высокой горы" ("Бейек таузын улгэне").

3. Дидактические, создаваемые путем слияния близких по содержанию и однотипных по своей стилистич. структуре пословиц. В народе они бытуют и под названием айтыш [2, с 95].

Кубаиры посвящались обычно наиболее важным вопросам общественной жизни. Они рассказывают о событиях исторического значения, славят родину и ее доблестных батыров, “добрых” ханов, а “недобрых” зло критикуют. Знатоки обычного права, сэсэны часто выступали в роли судей в тяжбах, различных спорных вопросах, были советчиками беев и предводителей родов, но прежде всего они были певцами своего времени, прообразами профессиональных поэтов. Кубаиры являются важнейшей формой башкирского этнического самосознания; тексты эпических кубаиров сохраняют народную память о важнейших событиях прошлого и поворотных моментах истории народа.

В кубаирах наиболее ценные человеческие качества — смелость и верность — воспеваются в образах народных батыров. Так, в кубаире “Смерть высокой горы” (“Бейек тауҙың үлгәне”) говорится:

Страна лучезарной бывает,

Когда в ней батыр рождается;

Страна печальной бывает,

 Когда враги на нее налетают.

Мужественные батыры

Смело выйдут на битву,

Горою встанут на ровном месте;

Пока через серге  кровь не проступит,

Пока не прославятся батыры,

С коня седло не снимут,

В ножны меч не вложат.

В кубаирах выражен дух времени, довольно верно отражены черты эпохи. Именно черты, а не документальная достоверность исторического факта или явления. Разумеется, от кубаира, как и от других произведений фольклора, нельзя ожидать такой фактологической точности. Кубаиры, как и вообще эпос, историчны по своему содержанию: они отражают стороны народной жизни, помыслы и чаяния людей. Но достоверность здесь достигается своеобразными средствами народной поэзии: исторический материал передается в поэтическом “сплаве”. Поэтому они не могут подменить собой ни летопись, ни документ. Наибольший интерес представляет в этом отношении кубаир “Сказание о хане Мамае” (“Мамай хан хикәйәте”).

У каждого народа есть художественно одаренные люди, способные объяснить и передать информацию в поэтической форме. С. импровизирует в форме песенного речитатива под аккомпанемент думбыры. Состязания сэсэнов проводились на йыйынах (больших собраниях представителей башкирского народа для решения каких-то проблем). В кубаирах часто выражался идеальный взгляд,который: "не защищает зло, не щадит врага, любит он справедливость, горе страны - на его устах, радость людей - в его песнях". Главными качествами сэсэна (кроме таланта поэта, певца, музыканта) считали мудрость, находчивость, остроумие. История сохранила имена знаменитых сэсэнов: это Хабрау, Еренсэ, Кубагуш, Карас, Махмут, Баик Айдар – все они славили родную землю с 14 по 18 века.

В каждом кубаире заложен какой-нибудь поучительный смысл. Они не ограничиваются выражением отношения и оценки народа к тем или иным явлениям жизни, но и несут в себе тенденцию непосредственного, активного воздействия на них. Лучшие кубаиры воспитывают в человеке патриотические и эстетические чувства. При изображении героики в кубаирах проступают две очень важные темы: тема рождения героев в тяжелые для родины дни, когда возникает угроза ее судьбе, а также тема сопротивления и борьбы против угнетения ханов. Кубаиры сурово предупреждают:

Хану руку протянешь —

Хану постель постелишь;

Слезешь рядом с коня —

Перед ханом голову склонишь.

Меч засунешь в ножны —

Станешь у хана рабом;

Будешь безмолвным, когда враг идет, —

Хану сыном станешь.

Огонь своего гнева кубаиры обрушивают на бесчестие, трусость и предательство. Кубаирист, наделяя своих героев благородными качествами, обычно имел в виду не столько образы батыров общенародных, сколько батыров своего племени или рода, ибо трехсотлетнее пребывание под гнетом Золотой Орды не давало возможности разрозненным башкирским племенам и родам объединиться в один цельный народ, развивать свою единую экономику и культуру. Несмотря на это, кубаиры по своей идейной природе далеки от такого творчества, в котором воспеваются герои только отдельного рода или племени. В них заложены общие для всех семи башкирских родов мысли и ожидания, присутствует идея единой народности. Именно идея народного единства и сплоченности связывала разобщенные башкирские племена и вдохновляла их на борьбу против ханского ига. А хан в кубаире изображен так:

Весь скот отнимет у тебя,

Всех возьмет на учет,

Не задушив, будет пить кровь,

Не убивая, душу возьмет.

Глубокое содержание кубаира достигается высокой и в то же время простой поэтической формой, его афористическим звучанием. Явления или предметы обрисовываются в нем тщательно, детально, и поэтому строфа кубаира, если даже она состоит из одного предложения, может включать от двух до двадцати четырех и более строк. Плавность и равномерность ритма, обязательная рифмовка строк обеспечивают легкость восприятия. Особенностью кубаиров следует признать и то, что в них часто употребляются пословицы, поговорки, крылатые выражения. Если пословицы в кубаире используются для краткого и ясного выражения остроумной мысли, то загадки выполняют функции испытания знаний человека об окружающей жизни, его зоркости и находчивости. Все это говорит о древности жанра кубаира, синкретичного по природе. И в этом своем синкретическом состоянии в XIX в. кубаир как жанр устного творчества перестал развиваться [1,стр 95].

Среди бесконечно разнообразных произведений русского народного творчества (фольклора) одно из самых видных и почетных мест принадлежит старинным эпическим песням, называемым крестьянскими сказителями «старинами», или «ста-ринками», а в науке известных под именем «былин». Термин «былина» — искусственный, введенный в научное употребление в 30-х годах XIX в. ученым-дилетантом И.П. Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» — «былины сего времени».

Значение былин в истории русской национальной культуры чрезвычайно велико. Эти древние песни очень ярко и полно отразили в себе разнообразнейшие стороны исторической и бытовой жизни русского народа; они являются чудесными памятниками народного самобытного искусства. Былины поражают богатством повествовательных сюжетов и мотивов, обобщающей силой и монументальностью художественных образов, воплотивших в себе героические черты русского народа, его мечты и чаяния, чеканностью поэтических форм, выработанных многими поколениями народных певцов, сочностью и выразительностью народного языка. Былины в русской литературе в основном описывали героические события, нередко в них рассматривались те или иные увлекательные исторические происшествия. Сюжеты брались как из истории Киевской Руси, так и из событий доисторических времен. Среди персонажей таких произведений, помимо мужественных богатырей, борющихся со злом, присутствуют фантастические образы, к примеру, Змей Горыныч, Соловей-разбойник. Также роли героев доставались реальным историческим лицам вроде киевских князей Игоря, Владимира. Это также и произведение, которое не имеет автора. Сказания путешествовали из поколения в поколение, обрастали новыми увлекательными деталями. Люди, исполнявшие героические песни, уважительно именовались «сказителями». От них требовалось не заучивание произведений наизусть, а способность красочно передавать их, не допускать искажения смысла.

Русские былины недаром привлекали к себе внимание не только ученых исследователей (русских и иностранных), но и великих поэтов, музыкантов и художников, давая много стимулов для их творчества. Былины, знакомые Пушкину по сборнику Кирши Данилова, как теперь в достаточной степени доказано, много содействовали насыщению поэзии Пушкина образами и поэтическими богатствами народной речи. Былины вдохновили Римского-Корсакова на создание знаменитой оперы «Садко». Из былин взял образы «Трех богатырей» Васнецов. Былинам суждено вдохновлять поэтов, музыкантов, художников и в наше время и в будущем.

В русском эпосе былинных сюжетов насчитывается около ста. Записей же былинных текстов накопилось около двух тысяч. Несмотря на то что многие из былин по своему происхождению относятся к очень глубокой древности, записи русской эпической поэзии стали производиться сравнительно поздно. Самые старые записи датируются XVII в.; наиболее древние из дошедших до нас относятся к 1619-1620 гг. В эти годы для приезжавшего в Россию англичанина Ричарда Джеймса было записано несколько исторических песен, повествовавших о событиях конца XVI — начала XVII в.1 отстоявшимся традиционным приемам былинного стиля относятся также так называемые постоянные эпитеты, прилагаемые к различным предметам: белый (березка, грудь, день, кречет, лебедь, горностай, рука, свет, снег, шатер), высокий (стол, светлица, ворота и др.), красный (солнце, золото), серый (волк, гусь, селезень), широкий (двор, степь, дорога, доля, раздолье), богатырский (голос, конь, лошадь, сила, сон, добыча). Многие из этих эпитетов дают представление об эстетических вкусах и пристрастиях русских былин. Большинство постоянных эпитетов применяется лишь к одному-двум словам: поле чистое, море синее, мелкий жемчуг, облако ходячее, гости богатые, тугой лук и др. Эпитеты дают часто важные указания на исторические отношения (славный, богатый Волынь-город, татарин поганый, Литва хоробрая, седелышко черкасское), историко-бытовые (терема златоверхие, подворотенки — дорог рыбий зуб, печка муравлена) и социальные черты (Владимир стольно-киевский, старый казак Илья Муромец, бояре думные) предыдущих периодов в жизни русских былин.В русском былинном эпосе довольно часты сравнения, таковы, например, «Опять день за днем, будто дождь дождит, Неделя за неделей, как трава растет, А год за годом, как река бежит».

От XVII и XVIII вв. в науке известно всего 24 записи былин — из них лишь пять могут быть отнесены к XVII в.2 Старые записи излагают семь различных былинных сюжетов. Особенно часто встречается в них былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. Эти записи былин сделаны были не с научной целью, а в целях занимательного чтения. Недаром они в своих заглавиях имеют характерные для книжной литературы XVII-XVIII вв. названия: «слово», «сказание», «история», например, «Сказание о киевских богатырях, как ходили в Царьград». От середины XVIII в. дошел до нас знаменитый сборник 'былин, составленный казаком Киршей Даниловым для уральского богача Демидова. Он заключает в себе свыше 70 текстов.

В первом (неполном) издании этот сборник вышел в 1804 г., более научно и полно он был опубликован в 1818 г. иод заглавием «Древние российские стихотворения». Вполне же научное издание этого сборника относится уже к началу XX в. (издание 1901 г. под редакцией П.Н. Шеффера).

В первую половину XIX в. былины собирались в разных местах России и присылались для знаменитого ценителя и собирателя фольклора П.В. Киреевского; изданы они были в десяти выпусках «Песен, собранных Киреевским», после его смерти — в 1862-1874 гг. Большая работа по собиранию русского былинного эпоса была проделана в 60-70-х годах XIX в. От этого времени до нас дошли два больших и ценных сборника былин: 1) «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым» (1861-1867), 2) «Онежские былины» А.Ф. Гильфердинга (1873). Рыбников записал 224 текста былин в Онежском крае, а Гильфердинг через несколько лет в том же крае записал 318 текстов.

В течение всей второй половины XIX в. делались частичные записи былин и в других районах европейской части России и в Сибири. Эти записи были впоследствии объединены в двух сборниках: «Былины старой и новой записи» II.С. Тихонравова и В.Ф. Миллера, М., 1894 (85 номеров), и «Былины новой и новейшей записи» В.Ф. Миллера, М., 1908 (108 номеров). Былины, эти очень разнообразные по своему историческому содержанию песни, проникали на Север через средневековых народных поэтов и музыкантов, так называемых скоморохов и бахарей. Во многих былинах в противовес стремлению духовных проповедников и царских чиновников опорочить в глазах народа скоморошье искусство скоморохи с любовью вырисовывали образы «удалой скоморошины*, «веселых людей*, «славных гуселыциков».[4]

Хорошие сказители относятся к исполнению своих былин с серьезным вниманием. Они глубоко вживаются в содержание былин, чутко соблюдают их «обрядность», т.е. присущие былинам особенности поэтической формы. Несмотря на то что они с большим вниманием относятся к сохранению перенятых от своих учителей текстов, у каждого сказителя всегда проявляется своя особая творческая индивидуальная манера построения былины, а нередко и значительные изменения в ее содержании и форме. Объясняется это тем, что исполнение былин никогда не бывает механическим воспроизведением затверженного текста, а всегда есть самостоятельный акт художественного творчества. Перенимая былину, сказитель, по наблюдению исследователей, никогда не заучивает ее наизусть. Он заполняет ее обычными для былинного эпоса описаниями или повествованиями, так называемыми «общими местами», постоянными эпитетами и сравнениями и другими традиционными особенностями былинной поэтики. Подлинным сказителем-мастером надо считать не того, кто механически запоминает огромные тексты, а того, кто в совершенстве владеет искусством оказывания былин. Хороший сказитель — прежде всего хороший знаток традиционной эпической поэтики. Он знает особенности строения былины. У него былина состоит из «запева», «зачина», основной повествовательной части былины и «исхода» или заключения.

Запев в былине выполняет определенную художественную функцию: обычно не имея по своему содержанию прямой связи с излагаемой былиной, он стремится своим напевом, ритмом, неожиданным поэтическим образом привлечь внимание слушателей к исполнению былины. Характерен знаменитый «запев» в былине о Соловье Будимировиче, использованный Римским-Корсаковым для оперы «Садко»:

Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота Океан-море,

Широко раздолье по всей земле,

Глубоки омуты днепровские.

 Этот поэтический запев, создающий представление о необъятных, беспредельных просторах, в соединении с мажорным напевом способен сразу вызвать у слушателей живой интерес к былине и расположить его к слушанию длинного эпического повествования. Есть и запевы другого характера, ярко отражающие бродячий образ жизни средневековых слагателей былин, их бывалость, их веселую профессию. В таких запевах перечисляются различные местности, в которых исполнителям былин приходилось бывать во время своих странствований. Эти запевы обычно содержат в себе шутливую издевку или задорную сатиру на различные города, села и их жителей. Таким же скоморошьим складом отличаются и некоторые «исходы*. В них иногда встречаются намеки на награду и угощение за исполнение былин. А в «исходах», сложенных в среде крестьянских сказителей-рыболовов, нередко звучит мотив заклинания, основанный на вере в силу поэтического слова и напева над самою природой. Иногда оба эти типа «исходов» соединяются в одну общую формулу:

То старина, то и деянье,

Как бы синему морю на утйшенье,

А быстрым рекам слава до моря,

Как бы добрым людям на послушанье,

Молодым молодцам на иерениманье,

Еще нам, веселым молодцам, на нотешенье,

Сидючи в беседе смиренныя,

Испиваючи меды, зелено вино.

В русском былинном эпосе довольно часты сравнения, таковы, например, «Опять день за днем, будто дождь дождит, Неделя за неделей, как трава растет, А год за годом, как река бежит». Или в былине об Идолище: «Глазища, будто чашища, Ручища, будто граблища»; еще больше встречается уподоблений («Владимир красно солнышко», «Брови черна соболя»).

Нередки в былинах также параллелизмы, особенно отрицательные, например: «Не ясен сокол тут вылетывал, Не черной ворон тут выпархивал, Выезжал тут злой татарчепок».

Русские былины имеют свою традиционную систему образов. Рассмотрим это на примере таких былин, как «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Микула Селянинович».

Образ былинного богатыря является средством воспитания патриотических чувств у русского человека. Именно в русских былинах показан образ богатыря-защитника, который является прообразом современных героев-воинов.

Источником каждой героической песни был какой-либо исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Герои былин – богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей.Задача былин не в том, чтобы удивить слушателей какой-либо неожиданностью, а в том, чтобы напомнить об идеале, и слушатели ещё раз восхитились бы силой, удалью, мудростью, самоотверженностью былинных героев. В системе образов прослеживается старшинство, зависимость, так как богатыри подчинены князьям. Они служат князю и всему государству.

 В русских былинах можно выделить трёх основных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Образы богатырей являются художественным обобщением, воплощением в одном человеке силы народа. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко обижают не доверяющие им князья. [5]

Основная тема былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» – защита отечества от набегов врагов, охрана покоя и благополучия жителей земли русской. Знаменитый богатырь Илья Муромец является олицетворением всего лучшего в народе: огромная физическая сила сочетается в нём с ещё большей силой внутренней, со спокойствием духа, с добротой. Цель его служения родине связана не со стремлением убивать врагов, а с желанием защищать и охранять землю Русскую.

Главный герой былины равнодушен к почестям и наградам. Богатырь направляется в Киев прямоезжей дорогой. А дорога та «прямоезжая» пролегала в лесном краю, где находились разбойники, грабившие и убивавшие.

 Полная противоположность богатырю – его противник, Соловей-разбойник, который олицетворяет в былине вражеские силы. С помощью гипербол показан страшный посвист, от которого «...все травушки-муравушки уплеталися, да лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к земле все приклонялися». Используя эпитеты и сравнения, автор рисует силу врага: «...черным-черно..., как чёрна ворона». И облик его - преступный, злой, мрачный, но Илье Муромцу удаётся победить Соловья-разбойника. В этом ему помогают богатырская сила и желание защитить людей.

Таким образом, русские былины являются неотъемлемой частью нашей культуры. В их героях воплотились представления об идеальном и типичном, о добре и зле, трагизме и комедийности. Былины оказали огромную роль в сохранение исторической памяти и на формирование патриотического самосознания людей, как в прошлой, так и в современной России. Былины имеют огромное значение для понимания путей развития устного народного творчества, древней литературы, а также для изучения истории Руси.[3]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: