Проект
По технологии
на тему:
«Вышивка крестом»
Выполнила ученица 7«А» класса
Комиссарова Марина
Проверил учитель технолоии
Комиссарова Т. А.
МБОУ СОШ №4
2015– 2016 уч. год
Содержание
1. Обоснование темы.
2. Исторические сведения о вышивке.
3. Эскизы для вышивания.
4. Оборудование и материалы.
5.Технология вышивки крестом.
6. Правила безопасной работы:
а) при работе иглами;
б) при работе ножницами;
в) при работе утюгом.
7. Экономическое обоснование.
8. Используемая литература и источники информации.
Обоснование темы проекта
Однажды я дома в шкафу нашла старинную вышивку крестом. Там были вышиты красивые цветы. Я хотела также красиво сделать свою работу и попросила свою маму меня научить. У меня сначала не получалось, но со временем я поняла как вышивать. И теперь это стало моим увлечением. В этом году я сделала вышивку на городскую выставку по декоративному творчеству и мою работу оценили дипломом второй степени. В дальнейшем я постараюсь выполнить еще интересные работы в технике вышивки крестом.
Вышитые картины – это один из тех элементов декора интерьера, которые никогда не выйдут из моды. Вышитыми картинами и панно украшали свои дома еще наши бабушки и прабабушки. Тем не менее, красивые вышитые натюрморты, пейзажи, портреты и иконы способны преобразить и украсить самый современный интерьер. Картины ручной работы – это всегда неповторимо и оригинально, они привлекают внимание и производят неизгладимое впечатление на гостей.
Нельзя не отметить психологическое и физиологическое воздействие. Вышивание прогоняет стресс и мрачные мысли. Успокаивается нервная система, улучшается настроение. Повышается, столь необходимое для каждого человека, внимательность, собранность, вырабатывается усидчивость и аккуратность. По мере роста умения отмечаешь улучшение моторики рук, лучшую координацию движений.
Исторические сведения о вышивке
История возникновения вышивки крестом уходит далеко вглубь веков. Это рукоделие относится к эпохе первобытной культуры. Материалом для вышивки в разные времена служили: жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, также применяли и натуральный волос.
В России вышивка крестом имеет древнюю историю. Ею украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта. В музеях накоплено большое количество образцов народной вышивки крестом. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно разделялась на крестьянскую (народную) и городскую. Народная вышивка была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства, тогда как городская испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.
К тринадцати – пятнадцати годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых шерстяных и льняных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевом, тесьмой, вставками из цветного ситца.
С языческих времен женщины создавали в своих вышивках сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой крестом украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также свадебные и праздничные рубахи, полотенца, скатерти, холщевые сарафаны, платки.
Возникнув в древности, искусство вышивки крестом на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки – символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру.
Простая вещь – полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти.
У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат.
Одежда человека должна была быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла, поэтому основная функция одежды славян – обереговая.
Вышивки выполнялись различными нитками: льняными, шерстяными, шелковыми, реже – металлическими. Иногда вышивку дополняли блестками, бисером, жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.
Русская вышивка «Древо жизни»
Фрагмент с изображением женщины Птицы
Русская вышивка
Изображение птиц. Птица – вестница неба, женское начало
Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры – рисунки. Так возникли орнаменты – последовательное повторение отдельных узоров или их групп.
По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приемы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определилось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.
Вышивка – дело кропотливое, требующее не просто усидчивости и терпения, но и способности найти свободное время от домашних дел.
Эскизы для вышивания
рис. 1
рис. 2
рис. 3
рис. 4
Я выбрала эскиз № 2, потому что мне понравилась здесь цветовая гамма, передающая нежность весны.