Итоги проведенного опроса учащихся МАОУ «ЦО № 159» с помощью анкетирования на тему «Влияние и роль масс-медиа в вашей жизни» представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Результаты анкетирования на тему «Влияние масс-медиа на жизнь подростков»
№№ | Наименование вопроса | Варианты ответов | Количество человек | %% |
1 | Какой из источников СМИ вы считаете самым правдивым? | Телевизор | 34 | 48,4% |
Интернет | 30 | 42,7% | ||
Газеты и журналы | 6 | 8,9% | ||
Итого | 70 | 100,0% | ||
2 | Каким из источников СМИ вы бы не пожертвовали, если придется отказаться от всех источников, кроме одного? | Телевизор | 0 | 0,0% |
Интернет | 70 | 100,0% | ||
Газеты и журналы | 0 | 0,0% | ||
Итого | 70 | 100,0% | ||
3 | Сколько времени в день вы проводите в интернете? | 4 и более часов | 13 | 18,5% |
3-4 часа | 30 | 42,8% | ||
2-3 часа | 13 | 18,5% | ||
1-2 часа | 10 | 14,3% | ||
менее 1 часа | 4 | 5,9% | ||
Итого | 70 | 100,0% | ||
4 | Как часто Вы анализируете информацию, полученную через СМИ? | Всегда | 49 | 70,0% |
Часто | 9 | 12,9% | ||
Редко | 9 | 12,9% | ||
Никогда | 3 | 4,2% | ||
Итого | 70 | 100,0%
| ||
5 | Как по Вашему мнению современные масс-медиа влияют на подростков? | Положительное | 50 | 71,3% |
Нейтральное | 6 | 20,0% | ||
Негативное | 14 | 8,7% | ||
Итого | 70 | 100,0% |
Проанализировав результаты анкетирования, можно отметить, что большинство опрошенных подростков считают влияние масс-медиа в своей жизни положительным, проводят в пространстве СМИ большую часть своего времени, используют полученную информацию для решения поставленных задач и достижения своих целей.
Также, несмотря на то, что некоторые считают влияние масс-медиа негативным, всё равно, так или иначе, зависимы от них.
Заключение
Итак, мы рассмотрели тему влияния масс-медиа на жизнь подростков, и гипотеза подтверждена: СМИ воздействуют на молодое поколение в большей степени положительно, чем отрицательно. Это влияние очень существенно и играет большую роль в формировании психики и умственных способностей подростка.
В конце хотелось бы сказать, жизнь в современном мире не возможна без участия средств масс-медиа. Любой человек, как взрослый, так и подросток, может получать от средств массовой информации только пользу, если будет правильно распределять время, проведенное в СМИ, а также фильтровать качество поступающей информации. Подросткам в этом вопросе значительную помощь могут оказать родители, воспользовавшись, например, различными средствами «родительского контроля».
Также обществу необходимо ужесточить цензуру на размещение в общем доступе фильмов и игр с элементами насилия и эротики. Эту проблему нужно решать, несмотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Нужно использовать любые способы для уменьшения влияния негативного рода информации. Невозможно запретить подростку выходить в интернет и другие источники масс-медиа, но предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного пользования масс-медиа вполне по силам находящимся рядом с подростком взрослым. Для этого нужно научить подростка правильно вести себя в сети.
|
|
Основные правила, соблюдение которых позволит подростку ограничить возможное негативное влияние и максимально использовать положительные стороны масс-медиа, указаны в Памятке (Приложение 2):
1. Четко определить количество времени, проводимого во всех источниках масс-медиа. Оно не должно быть больше времени, необходимого для других занятий (спортивные секции, кружки по интересам, чтение книг т.п.) и выполнения домашних обязанностей.
2. Обязательно наличие живого общения с реальными друзьями (одноклассники, друзья по соседству, игроки спортивной команды и т.п.).
3. Установить специальные расширения для браузера, которые будут блокировать распространение нежелательного спама.
4. Избегать нежелательных контактов в интернете, а также не размещать в чатах, мессенджерах личные фотографии, номера телефонов, домашний адрес и т.п.
5. Необходимо критически относиться к потоку информации, получаемой через различные средства масс-медиа, научиться анализировать степень достоверности информации, подлинность ее источников и отличать достоверные сведения от недостоверных.
6. Игнорировать информацию, которая может причинить вред здоровью, психическому развитию, достоинству и репутации.
7. О любых угрозах, попытках вовлечения в противоправную или любую иную антиобщественную деятельность немедленно сообщать родителям.
8. Не переживать и не реагировать на незначительные события в интернете (например, негативные комментарии в социальных сетях).
9. Немедленно прекратить восприятие потока информации из любых средств масс-медиа при появлении головной боли, болей в спине, сухости в глазах, сложности при засыпании, снижении физической активности, вялости.