Задание №1. Письменный опрос по теме «Психология творчества». Выполните тестовые задания в тетрадях для практических работ.
Психология творчества – это
А. Наука о сознании
Б. Наука, изучающая закономерности возникновения, развития и проявления психики живых организмов
В. Наука о создании нового, оригинального в различных сферах деятельности
Человек как биологическое и социальное существо, наделенное сознанием, речью и творческими возможностями – это
А. Индивид
Б. Индивидуальность
В. Личность
К проективным методам психологических исследований относят
А. Личностный опросник
Б. Анализ литературы
В. Рисуночный тест
К отличительным признакам творческой деятельности относят
А. Оригинальность
Б. Новизну
В. Уникальность
Высшая степень развития способностей
А. Задатки
Б. Талант
В. Гениальность
Творчество – это
А. Деятельность создания нового, ранее не существовавшего
Б. Способность создавать новые идеи, оригинальные решения
В. Психический процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и памяти
Художественное творчество обладает следующими характеристиками
А. Связано с открытием явлений и закономерностей реального мира, опирается на словесно-логическое и абстрактное мышление
Б. Опирается на наглядно-образное мышление, главные компоненты эмоциональные
В. Опирается на наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, выражается в изобретении и конструировании
Задание №2. Проведите самодиагностику творческих способностей с помощью одного из предложенных тестов (на ваш выбор):
https://testometrika.com/personality-and-temper/and-you-a-creative-person/
https://testometrika.com/business/professional-interests-aptitudes-and-abilities/
https://onlinetestpad.com/ru/testview/1201-diagnostika-lichnostnoj-kreativnosti-e-e-tunik
http://www.test-torrensa.ru
Задание №3. Изучите методы и методики развития творческих способностей детей различного возраста, запишите некоторые из них в тетрадь для практических занятий.
Пройдите по ссылке, ознакомьтесь с представленными методиками: https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya
Ознакомьтесь со следующим материалом, выборочно запишите различные методики:
Игры для развития творческих способностей
Игры размещены по мере сложности, некоторые из них связаны между собой.
· Составление предложений:
Наугад берут три слова, мало связанные по содержанию, например "озеро", "карандаш" и "медведь". Нужно составить больше всего предложений, которые обязательно включают в себя все эти слова. Творческим ответом можно считать установление нестандартных связей между этими словами (мальчик, тонкий, как карандаш, стоял у озера, которое ревело, как медведь).
Игра развивает способность быстро находить многообразные, иногда совсем новые связи и отношения между привычными понятиями, творчески создавать новые целостные комбинации из отдельных разрозненных элементов.
· Поиск общего:
Наугад берут два малосвязанных слова, например "кастрюля" и "лодка". Нужно записать в столбик больше всего общих признаков этих предметов. Особенно ценные необычные, неожиданные ответы, которые дают возможность увидеть эти предметы совсем иначе.
Игра учит находить в разрозненных предметах и событиях множество общих аспектов, выделять связи, которые обычно "не лежат на поверхности".
· Исключение лишнего слова:
Берут любые три слова, например "собака", "помидор", "солнце". Нужно оставить только те слова, которые имеют что-то общее, а одно слово, лишнее, которое не имеет этого общего признака — изъять. Нужно найти больше всего вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше всего признаков, которые соединяют пару слов, которые остались, и не свойственных исключённому лишнему.
Побеждает тот, у кого ответов больше.
Игра развивает способность не только устанавливать неожиданные соотношения между разрозненными объектами, но и легко переходить от одних связей к другим, не "зацикливаться" на них.
· Поиск аналогов:
Называют какой-то предмет или явление, например, вертолёт. Нужно назвать больше всего его аналогов, то есть других предметов, подобных к нему по разным существенным признакам. Нужно также классифицировать эти аналоги на группы в зависимости от того, с учётом какого свойства предмета их подобрано.
Игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать с каждой из них отдельно, формирует способность классифицировать явления по их признакам.
· Поиск противоположных предметов:
Называют какой-то предмет или явление, например дом. Нужно назвать больше всего других предметов, в чём-то противоположных ему. При этом следует ориентироваться на разные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам.
Игра формирует способность замечать разные свойства предмета и использовать их для поиска других предметов, учит сравнивать предметы между собой, чётко выделять у них общее и разное.
· Способы использования предмета:
Называют какой-то хорошо известный предмет, например книгу. Нужно назвать больше всего способов её применения: книгу можно использовать в качестве подставки для кинопроектора, ею можно прикрыть от посторонних глаз письмо, что лежит на столе, и тому подобное.
Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение рассматривать его в разных ситуациях и взаимосвязях, открывать в обычном неожиданные возможности. Кстати, психологический механизм, что лежит в основе многих открытий, заключается именно в способности увидеть в обычном предмете с традиционными, закреплёнными за ним свойствами совсем неожиданный способ его использования.
· Выделение существенных признаков понятия:
Называют хорошо знакомое всем понятие, например, спорт. Нужно навести его существенные признаки.
Побеждает тот, кто назовёт все важные признаки и ни одной несущественной. Ответы проверяют и обсуждают все, кто играет.
Игра развивает способность "смотреть в корень", схватывать только суть явления, отвлекаясь от остальных признаков. Эта способность чрезвычайно важна, чтобы понять новое: ведь понимание — это непростое движение мысли сквозь несущественные признаки к существенному.
· Высказывание мысли иначе:
Берут несложную фразу, например: "Это лето будет очень тёплым". Нужно предложить несколько вариантов высказывания той же мысли иначе. При этом нельзя не употреблять ни одного со слов исходного предложения (представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но всё равно нужно как-то выразить мысль). Нельзя искажать содержание высказывания, чтобы сохранить его суть. Побеждает тот, кто нашёл более трёх вариантов.
Игра направлена на развитие способности легко оперировать словами, точно выражая свои мысли и передавая чужие. Известно, что критерий понимания — свободная форма его выражения: то, что хорошо понятно мы легко можем объяснить своими словами, к тому же разными способами, а если нет понимания, то цепляемся за словесную формулировку и боимся отойти от неё.






