Целью нашего эксперимента является сравнение двух групп детей - экспериментальной (подготовленной) и контрольной (неподготовленной) при самостоятельной организации сюжетно-ролевой игры «Поликлиника».
Для эксперимента были взяты две группы детей по 6 человек, из них 8 мальчиков и 4 девочки по 6-7 лет, подготовительной группы №7, детского сада №4.
Методы и приёмы организации сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»:
Цель игры:
. Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах (на примере поликлиники).
. Вызвать интерес к профессии врача, стремление больше узнать о медицинских работниках.
. Дать дошкольникам представление об устройстве человеческого организма.
. Довести до сознания детей необходимость бережного отношения к своему здоровью.
Подготовка к игре:
С экспериментальной группой была проведена предварительная работа:
Беседы с детьми о том, кто из них был в поликлинике и что там делал.
Экскурсия в медицинский кабинет.
Чтение художественной литературы.
Приобретение и изготовление атрибутов для игры.
Художественная литература:
К. Чуковский «Айболит», «Бармалей», «Мойдодыр».
С. Михалков «Прививка», «Чудесные таблетки».
Ю. Шигаев «Я сегодня медсестра».
Атрибуты:
Медицинские карты, белые халаты, коробочки из-под лекарств, набор «Больница» и т.д.
Роли:
Медицинская сестра регистратуры.
Медицинская сестра кабинета.
Лаборантка.
Процедурная медсестра.
Врач - ЛОР.
Врач - окулист.
Врач - терапевт.
Фармацевт.
Гардеробщица.
Пациенты.
Игровые действия (их последовательность):
Для пациента: снять верхнюю одежду и сдать в гардероб, в регистратуре получить медицинскую карту, по приглашению врача войти в медицинский кабинет, выслушать рекомендации доктора, в аптеке купить нужное лекарство.
Для врача: выслушать жалобы больного, посмотреть его медицинскую карту, прослушать сердце и легкие, проверит зрение, осмотреть горло, уши, кожу; выписать рецепт, пожелать больному здоровья.
Обучающая игра, которая ознакомит детей с действиями врачей различных специальностей.
Ход игры:
Представьте, что мы с вами, сидя в поезде, самолёте или на корабле, уезжаем всё дальше от дома, и вдруг у нас заболел зуб, горло, ухо, поднялась температура. Конечно, мы можем взять с собой лекарства. Но лучше отправляться в путь здоровым. Для этого надо показаться врачу - пройти медицинский осмотр.
Есть одна хорошая загадка. Попробуйте отгадать её:
Кто у постели больного сидит
И, как лечиться, ему говорит.
Больному он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять.
(Врач)
Итак, нам нужно пройти медосмотр.
Где это можно сделать?
Кто работает в поликлинике?
Кто из вас хотел бы работать в поликлинике?
(Дети по желанию выбирают себе роли и занимают рабочие места, остальные - пациенты).
А теперь давайте вспомним, какие правила необходимо выполнять в общественных местах, например, в поликлинике:
Нельзя кричать и бегать. Почему?
Почему нужно хранить номерок?
Что нужно сделать, войдя в поликлинику?
(Дети имитируют раздевание. Получают номерок и вежливо благодарят).
Куда мы идём из гардероба? Правильно! В регистратуру, чтобы взять медицинскую карту. Для этого надо назвать своё имя, фамилию и адрес, а ещё год рождения.
(Дети называют свои данные и получают карту).
Теперь можно идти к врачу. Как отыскать нужный кабинет? В этом вам помогут эмблемы. Например, на кабинете у офтальмолога эмблема - глаза, у отоларинголога - ухо, у педиатра - ребёнок, у процедурной сестры - шприц. Кого ещё вы можете назвать?
Сначала мы идём в кабинет офтальмолога.
Это какой врач?
Какие болезни он лечит?
Лучше, если эту роль возьмёт на себя один из воспитателей и начнет с беседы:
- Ребятки, для чего нужно проверять зрение?
А если глазам необходима помощь, что можно сделать? (Выписать очки, капли).
Какие бывают очки?
(Солнечные - для защиты глаз от солнца. Очки для подводного плавания, защищающие глаза от речной и морской воды. Велосипедные или мотоциклетные - для защиты глаз от пыли). Глаза - очень важный и нежный орган.
Какие части тела защищают глаза? (Брови, ресницы, веки).
В течение дня глаза устают. Как можно помогать глазам?
· В помещении должно быть хорошее освещение.
· За столом надо сидеть прямо, слегка наклонив голову.
· Меньше смотреть телевизор.
· Свет должен падать слева.
· Делать зарядку для глаз.
Врач (воспитатель) имитирует проверку зрения по известной всем таблице, закрывая то левый, то правый глаз пациента специальной лопаточкой. Проверив зрение, проводит с ребёнком зарядку для глаз.
Упражнение «Поиграем с матрёшками». Выполняется стоя. У каждого ребёнка в руках матрёшка. Врач даёт указания и делает упражнение вместе с детьми.
- Посмотрите, какие нарядные матрёшки пришли к вам в гости, какие красивые у них платочки! | Дети останавливают взгляд на платочке своей матрёшки (2-3 секунды). |
- А у меня какая красавица! | Переводят взгляд на матрёшку в руке врача (2-3 секунды). |
- А теперь снова посмотрите на свою матрёшку. | То же 2-3 секунды, повторить 4 раза. |
- Матрёшки у нас весёлые, любят бегать, прыгать. Вы за ними внимательно следите глазками: вот матрёшка подпрыгнула, присела, побежала вправо, налево. | Дети выполняют соответствующие указанию врача действия, сопровождая перемещения своей матрёшки движениями глаз. Повторить 4 раза. |
- Матрёшки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а вы будете следить за ними глазами. | То же. Повторить 4 раза. |
- А моя матрёшка обожает играть в прятки. Вы зажмурьте глаза крепко-крепко. Она спрячется. Откройте глаза и найдите её только движениями глаз. | Врач ставит свою матрёшку поодаль. Повторить 4 раза. |
Проверили глаза? Переходим в кабинет врача-отоларинголога. Здесь нам посмотрят ушки, горлышко и нос. Если у кого-то есть жалобы или врач выявит заболевание, он выпишет вам рецепт на лекарство (таблетки, капли, полоскание). Тогда пойдём в аптеку за лекарством.
Затем идём к педиатру. А у него готова для нас загадка:
Я под мышкой посижу
И что делать укажу -
Или уложу в кровать,
Или разрешу гулять!
(Градусник)
Прежде всего педиатр поставит вам градусник, чтобы измерить температуру.
А тот инструмент для чего? (Слушать лёгкие, сердце).
Вы знаете, как он называется? (Фонендоскоп)
Вот врач говорит: «Вы здоровы, но вам обязательно нужно сделать прививку».
А вы знаете, для чего нужно делать прививки? Во всем, что нас окружает очень много микробов - и полезных, и вредных. И чтобы не подхватить опасное заболевание, необходимо делать прививки.
Читается стихотворение Сергея Владимировича Михалкова «Прививка».
Делает прививки процедурная сестра и старается, чтобы никому не было больно. А чтобы вы не болели и всегда были здоровы, врач угостит вас витаминами.
После выше описанной работы, детям экспериментальной и контрольной групп была предложена самостоятельная организация игры «Поликлиника».