При анализе учитывались следующие критерии:
1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач | Дети экспериментальной группы наиболее активно обсуждают замысел, у них появляется длительная перспектива игры. Плановость игры сочетается с импровизацией. А дети контрольной группы больше молчат. |
2. Содержание игры | Содержание игры у детей первой группы наиболее разнообразное. |
3. Сюжет игры | У детей экспериментальной группы наиболее полно проявляется умение совместно строить, творчески развивать сюжет игры. Например, заболел один из членов семьи, надо идти с ним в поликлинику к врачу или нужно взять анализ крови в лаборатории. |
4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре | Все дети передают характерные особенности персонажей, но особенности ролевого диалога наблюдаются у детей экспериментальной группы. Используются соответствующие медицинские термины. |
5. Игровые действия, игровые предметы | Все дети используют в игре предметы-заместители. Например, карандаши вместо пробирок, счетную палочку вместо иголки для взятия крови и т. д. В игре дети используют игрушки. |
6. Игровые правила | Дети экспериментальной группы наиболее ясно осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли. Они следят за выполнением правил другими детьми. |
7. Особенности конфликтов в игре | У детей контрольной группы чаще возникают конфликты при распределении ролей и выполнении правил. |
8. Роль взрослого в руководстве игрой | Дети экспериментальной группы предлагают взрослому принять участие в игре в роли врача, лаборанта и т. д. Дети контрольной группы чаще обращаются к взрослому просьбой о помощи. Например, «А что я буду делать в регистратуре?», «А кто такой офтальмолог?» и т. д. |
Итак, анализируя наш эксперимент по обучению дошкольников подготовительной группы сюжетно-ролевой игре «Поликлиника», можно сделать вывод, что наиболее свободно и уверенно чувствуют себя в самостоятельной организации игры дети экспериментальной (подготовленной) группы. Эффективность сюжетно-ролевой игры зависит от предварительной работы воспитателя с детьми. А дети контрольной (неподготовленной) группы в связи с недостатком знаний по этой теме вели себя растеряно и неуверенно, чаще вступали в конфликт, нарушали правила игры и чаще обращались за помощью к воспитателю. Детям контрольной группы сложно строить диалоги, поэтому необходимо обращать внимание на диалогическую речь.
Подведём количественный анализ эксперимента.
Экспериментальная группа
человека - высокий уровень;
человека - средний уровень;
Низкого уровня нет.
Контрольная группа:
Высокого уровня нет;
человека - средний уровень;
человека - низкий уровень.