double arrow

Научный анализ игровой деятельности

Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра, есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. Убедительный факт, разбивающий несостоятельность биологизаторской теории игр, приводит К. К. Платонов. Ученым этнографом на одном из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое вело изолированный образ жизни. Дети этого племени не знали игры в куклы. Когда ученый познакомил их с этой игрой, то вначале ею заинтересовались и мальчики и девочки. Затем интерес к игре исчез у девочек, а мальчики продолжали придумывать новые игры с куклами.

Объяснялось все просто. Женщины этого племени заботились о добывании и приготовлении пищи. Мужчины же заботились о детях.

В первых играх ребенка отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые "обыгрывают" игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоятельно. Затем инициатива организации игры переходит к ребенку. Но и на этом этапе руководящая роль взрослых остается.

С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональных игр. В функциональной игре перед ребенком раскрываются неизвестные для него свойства предметов и способы действия с ними. Так, впервые открыв и закрыв дверь ключом, ребенок начинает многократно повторять это действие, пытаясь при всяком удобном случае повернуть ключ. Это реальное действие переносится в игровую ситуацию.

Играя, дети делают в воздухе движения напоминающие поворот ключа и сопровождают его характерным звуком: "трик-трак" [п. 5; с. 148]

Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие.

Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх.

Ребенок играет в " дочки - матери", в "магазин", принимая на себя определенную роль. Сюжетно – ролевые игры возникают в три – четыре года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно – ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к шести – семи годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно- ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнера.

Коллективная сюжетно – ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Он привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъявляются в игре: он – то капитан космического корабля, то – его пассажир, то – восторженный зритель наблюдающий за полетом. Эти игры воспитываю чувство коллективизма и ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им. Использование подходящей стратегии и тактики в сюжетной игре с детьми того или иного возраста позволит своевременно сформировать у них соответствующие игровые умения, сделает педагога желанным партнером в игре. В этом качестве он сможет влиять на тематику игры, на неблагополучные отношения между детьми, которые с трудом поддаются коррекции при прямом нажиме.

 

 

Классификация игр

Сюжетно – ролевые игры дошкольников.

Сюжет – действительность, которая отображается в игре в зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы:

труда;

бытовые;

с общей тематикой.

Длительность сюжетной игры:

в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.

 

 

Содержание игры

 

 

предметная                     поведение отношения

деятельность           людей           между людьми

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

роли, которые исполняют дети в процессе игры;

игровые действия с помощью которых дети реализуют роли;

игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

[п. 6; с. 13]

Театрализованные игры.

Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Театрализованные игры

 

игры –                               игры на темы

драматизации                литературных произведений

 

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста. Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.   

 


 


Стоительно – конструктивные игры

Стоительно – конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Разновидности строительных материалов.

виды материалов примеры
1 большой строительный материал, для возведения сооружений на полу. куб, циллиндр, паралеллипипед и другие.
2 настольный строительный материал. приблизительно те же формы, но меньшие размером.
3 полуфабрикаты. наборы досточек, арок, фронтонов и другие.
4 конструкторы. усложненный строительный материал.

 

Творческие игры

Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

виды характеристика
1 2 3
1. отображают отношения связанные с ролью, с позиции обственного опыта, который может быть негативным, уклоняется от нежелательного действия.
2. связанные с детским трудом в игре объединяется изобразительная, конструктивная и др. виды деятельности, воспитывается интерес к труду, дети принимают в ней активное участие.
3. умственное воспитание формирование фундаментальных психических процессов (мышления, восприятия, памяти, воображения, речи).  
1 2 3
4. умственная активность связана с работой воображения, выбрать роль, вообразить, как действует человек, которому подражает, что говорит, как себя ведет. Открывает возможность для перехода мышления на новый уровень.
5. систематическое воспитание способствует развитию художественных интересов, проявляются и развиваются способности к музыке, танцам.
6. двигательная деятельность быстрое развитие осуществляемое в паре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника.

 

Переживания в игре влияют на ее характер.

[п. 10; с. 18-20]

 

Показатели развитого игрового интереса.

Содержание.

Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.

Желание ребенка принимать на себя определенную роль.

Наличие любимой роли.

Нежелание заканчивать игру.

Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования).

Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

Умение руководить играми

 

виды содержание
аналитические умение анализировать и диагностировать уровень развития игровой деятельности детей, учитывать группу и каждого ребенка.
проэктированные умение проэктировать уровень развития игровой деятельности детей, который воспитатель желал бы достигнуть как для группы, так и для каждого в отдельности.
организаторские и коммуникативные умение организовывать детей, проявлять интерес к детский игре.

 

Влияние воспитателя

Содержание
1. планомерная, педагогически активная организация практического опыта ребенка, на основе жизненных впечатлений он осваивает действия людей, назначения предметов.
2. воспитатель организовывет обучающие игры, в процессе которых выделяет для детей главное в событиях в которых берут участие или наблюдают.
3. воспитатель меняет своевременно игровую среду, подбор игрушек и игрового материала, направляет на самостоятельное решение игровой задачи.
4. в процессе игры воспитатель организовывет общение с детьми, создавая проблемные ситуации, не прямыми приемами влияет на замысел игры, развитие сюжета.

 

[п. 21; с. 12.15]




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: