Задание 1
Брусок массой кг движется поступательно по горизонтальной плоскости под действием постоянной силы, направленной под углом к горизонту (см. рисунок). Коэффициент трения между бруском и плоскостью Модуль силы трения, действующей на брусок, Н. Чему равен модуль силы F?
Возможное решение | |
Запишем второй закон Ньютона в проекции на вертикальную ось: . Выражение для силы трения скольжения имеет вид . Выполняя преобразования, получим . В итоге, искомая сила Н. | |
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Приведено полное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: второй закон Ньютона, формула для силы трения скольжения); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, обозначений величин, используемых в условии задачи, и стандартных обозначений величин, используемых при написании физических законов); III) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями); IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины | 2 |
Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности,ипроведены преобразования, направленные на решение задачи. Но имеются один или несколько из следующих недостатков. Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют. И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение, которые не отделены от решения и не зачёркнуты. И (ИЛИ) В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) в математических преобразованиях/ вычислениях пропущены логически важные шаги. И (ИЛИ) Отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка | 1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 или 2 балла | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Работа 1.1 (2 балла)
|
|
Приведено полное верное решение: записаны необходимые формулы, проведены преобразования и вычисления по действиям и верный ответ.
Работа 1.2 (1 балл)
Приведено верное решение и получен верный ответ, но на рисунке не указана сила трения. Неверный рисунок (поскольку его требований к его представлению в тексте задачи отсутствует) отнесен к лишним записям.
Работа 1.3 (0 баллов)
Приведена только одна верная формула, выражение для силы трения записано неверно (отсутствует обозначение силы трения).
|
|
Задание 2
Груз массой M = 0,8 кг, лежащий на столе, связан лёгкой нерастяжимой нитью, переброшенной через идеальный блок, с грузом массой
m = 0,5 кг. На первый груз действует горизонтальная постоянная сила (см. рисунок). Второй груз движется из состояния покоя с ускорением 2 м/с2, направленным вниз. Коэффициент трения скольжения первого груза по поверхности стола равен 0,2. Чему равен модуль силы ?
Возможное решение | |
Грузы связаны лёгкой нерастяжимой нитью, а блок идеальный, следовательно, силы натяжения нити одинаковы и грузы движутся с одинаковыми ускорениями. Запишем для каждого груза второй закон Ньютона в проекции на горизонтальную и вертикальную оси, направленные по направлению движения грузов: , и . Выражение для силы трения скольжения имеет вид . Выполняя преобразования, получим , . В итоге, получим: Н
| |
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Приведено полное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: второй закон Ньютона, формула для силы трения скольжения); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, обозначений величин, используемых в условии задачи, и стандартных обозначений величин, используемых при написании физических законов); III) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями); IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины | 2 |
Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности,ипроведены преобразования, направленные на решение задачи. Но имеются один или несколько из следующих недостатков. Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют. И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение, которые не отделены от решения и не зачёркнуты. И (ИЛИ) В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) в математических преобразованиях/ вычислениях пропущены логически важные шаги. И (ИЛИ) Отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка | 1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 или 2 балла | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Работа 2.1 (2 балла)
Приведено полное верное решение: записаны все необходимых формулы, проведены преобразования, представлены вычисления и верный ответ.
Работа 2.2 (2 балла)
Приведено полное верное решение: записаны все необходимых формулы, проведены преобразования, представлены вычисления и верный ответ.
Работа 2.3 (1 балл)
Верно записаны все необходимых формулы, проведены преобразования, получен ответ в общем виде и верный числовой ответ, но не представлены вычисления.
Задание 3
Столкнулись два одинаковых пластилиновых шарика, причём векторы их скоростей непосредственно перед столкновением были взаимно перпендикулярны и вдвое отличались по модулю: Какой была скорость более медленного шарика перед абсолютно неупругим столкновением, если после него величина скорости шариков стала равной 1,5 м/с?
Возможное решение | |||
Запишем закон сохранения импульса для двух взаимодействующих шариков: . Поскольку скорости шариков перед ударом были направлены взаимно перпендикулярно, то импульсы шариков математически связаны теоремой Пифагора: . Т.к. по условию , то . В результате получим, м/с.
| |||
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы | ||
Приведено полное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: закон сохранения импульса); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, обозначений величин, используемых в условии задачи, и стандартных обозначений величин, используемых при написании физических законов); III) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями); IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины | 2 | ||
Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности,ипроведены преобразования, направленные на решение задачи. Но имеются один или несколько из следующих недостатков. Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют. И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение, которые не отделены от решения и не зачёркнуты. И (ИЛИ) В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) в математических преобразованиях/ вычислениях пропущены логически важные шаги. И (ИЛИ) Отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка | 1 | ||
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 или 2 балла | 0 | ||
Максимальный балл | 2 |
Работа 3.1 (2 балла)
Записан закон сохранения импульса, необходимое математическое соотношение, проведены преобразования, представлены вычисления и верный ответ.
Работа 3.2 (1 балл)
Допущена ошибка в вычислениях, отсутствует знак вектора в законе сохранения импульса.