Консультирование как метод социальной работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра социальной работы

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Профессиональное общение в социальной сфере»

 

Тема: «Формы и методы профессионального общения в социальной работе с молодежью»

 

Работу выполнила:

студентка 1 курса

очной формы обучения

Воробьева Анастасия Юрьевна

 специальность

390302 – «Социальная работа»

 

Научный руководитель:

Курилович Надежда Васильевна

 

Тамбов – 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Профессиональное общение социального работника.

1.1. Особенности профессионального общения специалиста по социальной работе.

1.2.  Методы социальной работы. Кейс-метод

ГЛАВА II. Методы, формы и технологии работы с молодежью в современных условиях

2.1. Консультирование как метод социальной работы с молодежью.

2.2. Формы социальной работы с молодежью.

2.3. Добровольческое движение как форма работы с молодежью.

2.4. Кейс-ситуация

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников и литературы.

 


Введение.

В настоящие время развитие нашей страны в большей степени зависит от молодого поколения. Она является движущей силой. С появлением и развитием новых технологий некоторые люди теряют работу из-за незнания как пользоваться такими новшествами. У молодых людей больше потенциала, сил и интереса к таким преобразованиям. Им легче объяснить и большинство их них быстро учатся, что помогает в развитии производства.

Такая роль молодежи диктует необходимость взвешенной и обоснованной государственной политики по отношению к молодому поколению с целью формирования у молодежи социально позитивных свойств и качеств, а также актуализирует изучение проблем профессиональной подготовки специалистов в сфере работы с молодежью.

С помощью развития новых методов и технологий работы с молодежью, позволит им реализовать новые возможности для построения своего будущего и будущего всего общества.

 

 

ГЛАВА I. Профессиональное общение социального работника.

Особенности профессионального общения специалиста по социальной работе.

Для плодотворного результата в работе социального работника нужно придерживаться определенных правил и этикета в общении с клиентами. Этикет- установленный порядок поведения где-либо. Этикет, всегда носил конкретно-исторический характер. Правила поведения людей определяются не только изменениями условий жизни общества, но и особенностями конкретной социальной среды, диктующей свои требования.

Этикет разделяется на четыре принципа:

1. Принцип гуманизма - уважение к человеку, его особенностям и принимать его таким какой он есть.

2. Принцип целесообразности действий - творческое использования правил и умение правильно применять к конкретным ситуациям, исходя из целесообразности. Цель этикета – научить вести себя так, чтобы не доставлять своими действиями лишних хлопот окружающим и себе.

3. Принцип эстетической привлекательности - опрятный вид работника и его поведение должны соответствовать, это вызывает большее доверие к его ответственности.

4. Принцип учета народных обычаев и событий - важно учитывать, и изучать традиции и обычаи того народа, с представителями которого он работает.

Также важной частью работы является первое впечатление, оно с самого начала определить предрасположенности клиента к работнику,будет он ему доверять или нет. Данный этап очень важен, поэтому к встрече необходимо подготовиться: наметить вопросы, которые нужно будет задать клиенту, составить схему беседы, продумать манеру своего поведения, привести в порядок внешний вид. Беседу следует начинать с приветствия и представления. Представляясь, социальный работник должен назвать свое имя, отчество, фамилию и должность.

Немало важно, проведение консультирования. Социальному работнику, проводящему консультацию, следует в первую очередь помнить, что клиент пришел за советом. Поэтому тон беседы должен быть товарищеским, даже если есть объективные основания для того, чтобы осудить некоторые поступки, слова или решения клиента.

 

Методы социальной работы. Кейс-метод.

Методы профессиональной социальной работы многообразны, поэтому они разделяются:

- по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические и др.);

- по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные);

-по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления социальной работы).

-по объектам социальной работы:

- индивидуальная работа

 - работа с группой

  -работа в общине.

Анализ конкретных учебных ситуаций (case study). Представляет собой метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив.

Метод конкретных ситуаций — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций.

Он наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 г.; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 г. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 г. в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study — Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая — предполагает много вариантность решения проблемы.

ГЛАВА II. Методы, формы и технологии работы с молодежью в современных условиях

Консультирование как метод социальной работы.

Консультирование по приоритетным направлениям молодежной политики позволит им определить могут ли они рассчитывать на поддержку органами власти, какие основные направления реализации молодежных проектов планируют органы власти в ближайшее время, правовые вопросы, проблема трудоустройства, материальные и жилищные вопросы.

В деятельности специалиста по социальной работе большое значение имеет воздействие на клиента. Среди способов подобного воздействия ключевая роль принадлежит консультированию. Направления: по приоритетным направлениям молодежной политики, социальным программам, материальным и жилищным вопросам, правовым, трудовым вопросам, о возможностях участия в мероприятиях, проектах. Оно является важным элементом в любой из сфер социальной работы с различными категориями клиентов

По своей форме и технологии консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого консультант передает специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в решении назревших проблем. Оно может быть дифференцировано в зависимости от предмета обсуждения, от проблемы, которая есть у клиента социальной службы:

-Психологическое

-Консультирование по правовым вопросам

-Консультирование по вопросам семьи и брака

-Консультирование по материальным и жилищным вопросам

-Консультирование по вопросам трудоустройства и др.

В процессе консультирования можно решить следующие задачи:

-Достичь глубокого понимания проблемной ситуации глазами клиента.

-Оказать при необходимости эмоциональную поддержку клиенту.

-Помочь клиенту достичь глубокого осознания и осмысления своей проблемной ситуации. Средствами могут быть эмпатия, активное слушание, адекватная обратная связь клиенту со стороны консультанта, который с одной стороны, максимально полно проживает ситуацию “здесь и сейчас”, и поэтому стремится глубоко понять клиента, а, с другой стороны, консультант осознает эмоциональные реакции по поводу происходящего, рождающееся в его собственном мире. Обсуждение – диалог с клиентом впечатлений и наблюдений консультанта делает возможным для клиента иные варианты восприятия и отношения к обстоятельствам своей проблемной ситуации.

Этот процесс позволяет клиенту на основе изменившегося видения совершить наилучшие выборы и решения.

Этапы консультативной беседы:

1. Подготовительный этап консультирования. На данном этапе устанавливается график и очередность консультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущем клиенте, проводит предварительные беседы с официальными лицами и лицами из ближайшего окружения. При необходимости подбирает и готовит методики для дополнительного психологического тестирования. В результате анализа полученной информации консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы психологического воздействия и стиль общения с клиентом.

2. Основной этап консультирования. Это беседа психолога (социального работника) с клиентом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. Основной этап включает несколько обязательных стадий, переходящих друг в друга.

Первая фаза – психологическая настройка консультанта. В течение первой фазы психолог (социальный работник) освежает в памяти всю сумму сведений об очередном клиенте.

Вторая фаза – взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу. В это время на клиента воздействует множество новой информации, работает так называемый “ориентировочный рефлекс”. Поэтому необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении в течение 1-3 минут. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжение и устанавливается психологический контакт, взаимопонимание между участниками беседы.

Третья фаза – заключение “договора-контракта” между психологом (социальным работником) и клиентом. Психолог уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение о ее проведении, либо отказе от консультации и направлении клиента к другому специалисту. После этого консультант в доводит до сведения клиента цель, задачи и регламент консультирования, сообщает ему об этических принципах работы, защищающих интересы клиента, его правах и обязанностях. Надо дать понять клиенту, что он может рассчитывать на помощь, сопереживание, конкретные действия со стороны социального работника. Именно в это время формируется либо усиливается позитивная мотивация клиента к предстоящей работе. На этой стадии консультирования необходимо активное участие обеих сторон. В результате правильно заключенного контракта достигается взаимопонимание, намечается программа сотрудничества психолога и клиента, распределяются роли, формируется чувство психологической безопасности и доверия к консультанту.

Четвертая фаза – так называемая фаза “исповеди”. Социальный работник задает клиенту прямой вопрос примерно следующего содержания: “Расскажите подробно, что вас ко мне привело?” Этот вопрос дает начало стадии “исповеди”, во время которой человек имеет возможность “выговориться”, откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей основного этапа консультации, но не более часа. На стадии исповеди консультант большую часть времени молчит, но, активно слушая, поддерживает клиента, выражает ему свой интерес и сочувствие средствами невербальной коммуникации. При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы в русле основной линии повествования клиента. Параллельно на этой стадии происходит интенсивный анализ получаемой информации, формулируется гипотеза (гипотезы) о причинах психологических проблем клиента и намечаются дополнительные вопросы, которые будут заданы ему на следующей фазе. На этом этапе могут возникнуть некоторые трудности, связанные с тем, что:

-Клиент не может сам изложить суть своей проблемы. У него может быть невнятная дикция, плохая речь, он не может правильно сформулировать причины, которые его привели на прием;

-Клиент неверно оценивает свои способности и имеет неадекватный уровень притязаний;

-Клиент считает, что ему обязаны помочь, он хочет возложить свою ответственность за выход из кризисного состояния на социального работника;

-Клиент не верит в свои силы и отчаялся самостоятельно разрешить ситуацию.

Пятая фаза – фаза активного расспроса клиента и получения дополнительной психологической информации. Психолог задает ряд вопросов для уточнения психологического диагноза и проверка собственной гипотезы об источнике проблемы клиента. При необходимости на этой стадии уместно предложить консультируемому выполнить ряд психологических тестов.

 

В результате пятой фазы консультант формирует обоснованное мнение о причинах психологических затруднений клиента и намечает конструктивные пути их преодоления. На этой стадии консультант не сообщает свое мнение клиенту.

Шестая фаза консультирования является решающей по своей значимости и требует от консультанта максимальной мобилизации, собранности, профессионального мастерства. Содержание этой стадии – совместная интерпретация психологических проблем клиента. Консультанту не следует в категоричной форме предъявлять клиенту свое понимание ситуации. Таким образом, шестую фазу можно считать успешно завершенной, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин психологических проблем и трудностей клиента.

Седьмая фаза вытекает из предыдущей и направлена на оптимизацию личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели поведения клиента. В литературе эта стадия описана как фаза “расширения целей”. Это означает появление у человека новых аспектов понимания себя и мира, формирование перспективных целей и гибких механизмов поведения. В этот период работы полезна детальная проработка наиболее сложных для клиента новых моделей поведения. При необходимости возможно использование отдельных форм психологического тренинга для закрепления вновь обретенных навыков, возможно привлечение жизненного личного опыта консультанта, примеров из его практики, литературных и философских ассоциаций.

Завершает общение с клиентом восьмая фаза, суть которой состоит в оценке эффективности консультации методом совместного обсуждения. Клиенту предлагается высказать свое мнение о проведенной работе. Психолог (социальный работник) дает окончательную оценку успешности консультирования.

После того, как закрылась дверь за клиентом, консультанту необходимо заняться собой. Эту стадию можно назвать фазой отдых и освобождения от впечатлений. Психологу (социальному работнику) на время необходимо расслабиться и переключиться на другую деятельность.

Заключительный этап консультирования. Он наступает после завершения совместной работы с клиентом. На этом этапе консультант окончательно осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консультирования и при необходимости намечает меры воздействия на социальное окружение в интересах клиента. На этом этапе возможно конкретное взаимодействие с официальными лицами и окружением клиента с целью оптимизации условий для решения его личных проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: