Формирование бюджета доходов и расходов

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

БЮДЖЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 4

1. Планирование и достижение финансового результата посредством управления БДР 4

2. Формирование бюджета доходов и расходов. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 15


ВВЕДЕНИЕ


Бюджетирование является технологией управления предприятием, основанной на планировании, учете и контроле финансовых и материальных ресурсов.

Реализация этого процесса осуществляется посредством разработки и применения специальных финансовых инструментов – бюджетов. Эффективность управленческих решений оценивается с помощью анализа фактических результатов деятельности в сопоставлении с текущими планами и во взаимосвязи с корпоративной стратегией.

Каждому субъекту хозяйствования характерна своя система БДР в зависимости от выбора стратегии финансового планирования, а также от поставленных целей. Поэтому давая определение БДР, что это такое и каково его назначение, необходимо понимать тот факт, что в качестве управленческих технологий в любой компании оно направлено на достижение собственных целей и использование своих средств и инструментария.

Бюджеты составляются как для компании в целом, так и для ее отдельных подразделений.

Целью данной работы является изучение бюджета доходов и расходов предприятия.

 

 



БЮДЖЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Планирование и достижение финансового результата посредством управления БДР

 

Доходами организации признается увеличение экономической прибыли в результате прибытия активов имуществ и погашения обязательств, которые приводят к увеличению капитала организации, помимо вкладов участников.

Расходами организации признается уменьшение экономической прибыли в результате выбытия активов и появление обязательств, которое приводит к уменьшению капитала этой организации, помимо уменьшения вкладов по решению участников.

Доходы и расходы организации в зависимости от их характера, условия принятия и совершения, а также от вида деятельности организации делятся на:

1) доходы и расходы по обычным видам деятельности;

2) прочие доходы и расходы.

Учет доходов и расходов по основной деятельности.

Доходами от обычных видов деятельности признается выручка от продажи продукции и товаров, пополнения, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Расходы по обычным видам деятельности – это расходы, связанные с производством и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров[1].

Расходами по обычным видам деятельности признаются затраты, связанные с следующими видами деятельности: позволение за плату во временное пользование своих имуществ по договору аренды и прав, возникающих из патентов на изготовление, промышленные образцы и других видов собственности, а также вовлечение в уставных капиталах других организаций.

Расходами по обычным видам деятельности считается также замена стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, которые осуществляются в виде амортизационных отчислений[2].

Существуют различные виды бюджетов:

- финансовые;

- операционные;

- вспомогательные;

- специальные.

Бюджеты включают набор плановых показателей, позволяющих получить объективную информацию о планах по развитию финансово-экономического состояния предприятия. Деятельность компаний ориентирована на получение положительного финансового результата – прибыли. Поэтому глобальное значение для эффективного управления имеет бюджет доходов и расходов (БДР)[3].

Показатели рентабельности и прибыли являются основными критериями оценки результативности деятельности компании. Для успешной реализации различных управленческих задач значение имеют суммарные величины определенных видов прибыли:

- валовой;

- маржинальной;

- операционной;

- до налогообложения;

- чистой.

БДР включает все статьи доходов и расходов и отображает финансовые результаты на определенных уровнях. Он позволяет видеть плановые и фактические показатели прибыли и затрат, а также анализировать отклонения в абсолютных величинах и процентном соотношении. В зависимости от управленческих целей бюджет расходов и доходов может быть стандартным или расширенным, ориентированным на различные аналитические признаки.

Типовой вид включает статьи, отображающие валовые и чистые доходы (с учетом скидок), а также расходы:

- производственные;

- коммерческие;

- административные.

Для анализа также доступны показатели различных видов прибыли, финансового результата, начисленного налога на прибыль, рентабельности, доли постоянных расходов в чистом доходе, объема использованной и нераспределенной прибыли. БДР типового варианта на базе платформы «1С: Предприятие 8.3» можно рассмотреть, как образец в системе «WA: Финансист».

Таким образом, в заключение можно отметить, что для повышения эффективности анализа используются IT-инструменты, позволяющие максимально точно рассчитывать различные показатели бюджета доходов и расходов и расширять спектр аналитических исследований. Система «Финансист» является уникальным решением, так как позволяет произвольно настраивать различные опции в зависимости от целей анализа. Она может гибко использоваться на предприятиях с различной спецификой и масштабами деятельности.

Формирование бюджета доходов и расходов

 

Формирование бюджета доходов и расходов осуществляется на основе регламентов, определяющих:

- порядок предоставления данных;

- подготовку и согласование проекта;

- утверждения плановых показателей;

- последующий контроль исполнения.

Бюджет доходов и расходов имеет свои особенности, так как ориентирован на конкретные аналитические разрезы планирования, связанные с операционными задачами. Основная цель – это оптимизация показателей статей доходов и расходов путем принятия эффективных управленческих решений. Он имеет такое же важное значение для управления ресурсами, как и бюджет движения денежных средств (БДДС) для эффективного распределения финансов.

БДР включает в себя следующие статьи по доходу и расходу[4]:

Статьи доходов:

1) Выручка от основной деятельности;

2) Выручка от любых других типов экономической деятельности.

Статьи расходов:

1) Затраты производственного типа;

2) Все остальные затраты периода.

Доход – Расход = Прибыль

Пример структуры бюджета доходов и расходов представлен на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Пример структуры бюджета доходов и расходов[5]

 

Детализация БДР и даже состав статей, включенных в этот вид бюджета, могут существенно различаться в зависимости от вида деятельности организации, политики в области учета или просто оперативных задач.

По идее, если мы составляем БДР, значит, мы хотим не только зафиксировать некоторые величины доходов и расходов, а планировать, учитывать и оптимизировать финансовое состояние нашей организации. Поэтому при составлении бюджета по доходам и расходам рекомендуется придерживаться следующей последовательности:

1) Рассчитать расходы;

2) Рассчитать доходы;

3) Определить норму прибыли и искать способы ее увеличивать.

Когда мы говорим про определение нормы прибыли, имеется в виду задача, которая позволит нам установить приблизительный норматив между доходом и расходом, который в конечном итоге приведет нас к возникновению прибыли как таковой и исключит возможность убытка.

Понятно, что прибыль – это основной (если не единственный) драйвер роста предприятия, включающий любые вопросы финансирования – от расширения производства, до увеличения географической представленности предприятия. Поэтому, когда мы используем деньги, чтобы делать деньги, – деньги должны как можно скорее возвращаться. Эта задача и решается планированием нормы прибыли.

Безусловно, увеличение прибыли связано с внутренней оптимизацией и поиском рациональных решений, которые в целом повысят конкурентоспособность предприятия. Эти решения могут касаться не только снижения, допустим, прямых производственных издержек, или минимизации каких-то налоговых вопросов, но и уходить гораздо дальше в область дробления бизнеса, аутсорсинга, новых технологий и прочих управленческих решений.

Говоря про способы получения максимальной прибыли, отметим, что экономия – это не всегда хороший путь увеличения прибыли. Наоборот, зачастую именно правильное инвестиционное использование накопленной прибыли приводит к финансовому успеху.

Бюджет доходов и расходов предприятия – ключевой бюджет в процессе финансового планирования. Данный бюджет ведется для любого вида деятельности со своей спецификой и для любого размера компании.

Цель составления бюджета доходов и расходов – показать планируемые доходы и расходы в разрезе по статьям, по объектам затрат таким образом, чтобы произвести расчет конечного финансового результата (прибыли или убытка).

Бюджет доходов и расходов ведется для планирования доходной и расходной части, и, следовательно, прибыли. Бюджет доходов и расходов – планирование прибыли, регулирование рентабельности деятельности.

Мировая практика планирования и бюджетирования позволяет выделить 3 методики бюджетного планирования: «сверху вниз», «снизу вверх» и «снизу вверх/сверху вниз».

Особенностью метода «сверху вниз» заключается в том, что руководители проводят процесс планирования с наименьшим привлечением сотрудников подразделений и участков предприятия. Данная методика, как правило, сокращает время на подготовку бюджетов, а также их согласование по предприятию. Недостатком данного метода служит не учет реальных потребностей предприятия, о которых знают производственные рабочие[6].

Метод «снизу вверх» заключается в том, что изначально формируются бюджеты разных подразделений, а затем данные консолидируются в общий бюджет. В данном подходе увеличивается время на координацию консолидированного бюджета, а также завышаются затраты по отделам, что существенно может показать наименьшую получаемую прибыль.

Наиболее равновесным и целесообразным в период кризиса считается метод «снизу вверх/сверху вниз», поскольку свод бюджетов от подразделений учитывается в консолидированном, а последний подвергается корректировкам со стороны руководства, которое задает стратегию развития.

В связи с кризисным положением экономики появляется ряд вопросов: стоит ли вести бюджеты в условиях нестабильности? Стоит ли изменять бюджет под экономические условия? Какие показали должны оставаться в особом внимании?

Использовать типовые методы финансового планирования и бюджетирования предприятия в кризис – одна из основных ошибок руководства. В условиях спада деятельности необходимо использовать ту политику к планированию, которая ближе подойдёт к специфике с учетом выбранных ориентиров.

 

 

Пример БДР представлен в таблице 1.

 Таблица 1 - Пример БДР

Бюджет доходов и расходов (БДР)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели

Бюджетный период

Итого

1 2 3 4
1. Объем продаж (ед.) 800   700   900   800   3 200  
2. Выручка  64 000    56 000    72 000    64 000   256 000  
3. Производственная себестоимость  32 740    28 428    37 654    33 224   132 046  
4. Переменные коммерческие 3 200   2 800   3 600   3 200   12 800  
5. Переменные административные     -         -         -         -            -    
6. Маржинальная прибыль  28 060    24 772    30 746    27 576   111 154  
7. Произв. накладные постоянные 6 000   6 000   6 000   6 000   24 000  
8. Коммерческие постоянные 5 100   5 100   5 100   5 100   20 400  
9. Административные постоянные. 5 230   4 950   4 950   4 950   20 080  
10. Операционная прибыль  11 730   8 722    14 696    11 526   46 674  
11. Проценты к получению     -         -         -         -            -    
12. Проценты к уплате     -         -     579   200       779  
13. Прибыль до налога  11 730   8 722    14 118    11 326   45 896  
14. Налог на прибыль (20%) 2 346   1 744   2 824   2 265   9 179  
15. Чистая прибыль 9 384   6 978    11 294   9 061   36 716  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Произв. с/с
Основные материалы

4740

4278

5454

4874

19346

Основная зарплата

20000

17250

23000

20250

80500

Переменные накладные

8000

6900

9200

8100

32200

32740

28428

37654

33224

132046

 

Наиболее часто руководство придерживается мнения об отрицании бюджетирования в условиях нестабильности и экономической неопределенности. Обоснование данной точки зрения содержится в том, что большинство устанавливаемых бюджетом параметров будут не совпадать с реальной ситуацией, и таким образом, нет смысла тратиться на его составление.

Но в связи с тем, что бюджетирование позволяет скоординировать усилия компаний для достижения установленных целей, необходимо выбирать разумный баланс, который касается детализации бюджетов по статьям[7].

Труднее становится тем, кто применяет систему бюджетирования впервые. Здесь на помощь может прийти технология «zero level budgeting». Позднее реализуется технология «от достигнутого», то есть предоставляется возможность уточнить затраты и учесть их в будущем на основе данных прошлых периодов и прошлых бюджетов.

В период кризиса необходимо обращать внимание на актуализацию бюджетов. Наиболее приемлемым для актуализации служит квартал, но некоторые предприятия пересматривают бюджеты раз в месяц, что бесспорно дает большее преимущество. Необходимо также отметить, что в период кризиса составление как минимум нескольких сценариев развития событий позволяет предусмотреть все варианты действий: в момент получения прибыли, а также в момент выхода в убыток.

В стабильно развивающейся экономике предприятия, как правило, делают акцент на таком важном показателе, как прибыль. Но, в кризисный период предприятиям необходимо уделять внимание величине ликвидного денежного потока, поскольку именно в кризис крах терпят не те фирмы, у которых нет прибыли, а именно те, у которых нет возможности погасить кредиторскую задолженность перед поставщиками, а также задолженность перед персоналом[8].

Как любое экономическое явление, бюджетирование имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

К достоинствам можно отнести:

- способствует мотивации и положительному настрою коллектива;

-  координирует работу коллектива в целом;

- благодаря регулярно проводимому анализу позволяет вовремя корректировать бюджет;

- является инструментом сопоставления запланированных и фактических результатов.

Среди основных недостатков необходимо выделить следующие:

-  расхождения в восприятии бюджетов у различных людей;

- дороговизна и сложность осуществления процесса бюджетирования;

-  отсутствие мотивации бюджета, если он не доведен до ведома всех сотрудников.

Таким образом, комплексное использование всех методов бюджетирования, а также разумно проводимая финансовая политика руководства позволит не только контролировать денежные потоки, но и вывести фирму на устойчивое положение в период нестабильной экономической ситуации.

Бюджетирование доходов и расходов – это такой инструмент менеджмента, который необходимо активно применять на каждом предприятии. У каждой компании своя собственная система бюджетирования, которая зависит от поставленных целей и стратегии финансового планирования. Поэтому назначение существования БДР – это достижение целей руководящего состава предприятия, используя собственные силы и средства объекта хозяйствования.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В высококонкурентном мире бизнеса не всегда побеждает самый сильный. Очень часто победителем становится самый последовательный предприниматель, который умеет грамотно планировать свои доходы и расходы, оперировать не пространными гипотезами, а четкими, обоснованными планами, составленными с помощью эффективных инструментов. Одним из важнейших управленческих инструментов является БДР.

БДР – это бюджет доходов и расходов, составляющий основу бюджетной политики коммерческой компании и позволяющий предприятиям решать множество операционных задач.

В БДР входят такие фин. показатели как расходные статьи, доходные статьи и, соответственно, прибыль. Современные финансисты рассматривают БДР не только как финансовый инструмент, но скорее как комплексный способ управления и оптимизации процессов внутри бизнеса. Проще говоря, именно БДР помогает разбираться в реальном положении вещей на предприятии, нормировать расходы ресурсов, производить перспективное планирование и оценку экономики предприятия.

Фактически, если говорить о БДР как об управленческом инструменте с некоей глобальной ролью, то в первую очередь следует отметить, что на основании составленного БДР можно спрогнозировать результат всей деятельности компании (естественно в рамках периода бюджетного планирования). При этом еще раз заострим внимание на том, что БДР позволяет предприятиям управлять своими доходами и расходами, а значит – увеличивать прибыль.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: