Выполните упражнения

Прочитайте теоретический материал

Сложносочинённые предложения характеризуются структурным и смысловым своеобразием и широко используются во всех стилях литературного языка, хотя чаще они встречаются в публицистическом стиле и особенно в стиле художественной литературы — при описании природы, действий, событий, обстановки, при характеристике действующих лиц.

Сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами, называется сложносочинённым.

Сочинительные союзы показывают равноправие частей сложного предложения, хотя оно и относительно.

Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, могут быть однотипными (двусоставные, односоставные) или разного типа (одна часть — двусоставное, другая — односоставное предложение): Я передал ему ваше предложение, и он исполнил его с большим удовольствием (А. Чехов). В трюме было темно, и от борта к борту перекатывалась вода (К. Паустовский).

Части сложносочинённого предложения могут иметь общие члены, которые их объединяют в единое целое: В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Толстой ). В таком случае запятая перед и не ставится.

Схема сложносочинённого предложения выглядит так:

[ ], и [ ]. [ ], а [ ].

Одинаковые квадратные скобки свидетельствуют о равноправии предложений. Союз не входит ни в одно предложение, поэтому расположен на схеме между скобками.

Наиболее употребительные сочинительные союзы.

1. Соединительные союзы: и; да (=и); тоже; также; ни…, ни…; не только, но и…; не столько…, сколько… Явления, происходящие одновременно или последовательно

2. Разделительные союзы: то…, то…; не то…, не то…; или; либо Явления, которые чередуются или одно исключает другое

3. Противительные союзы: а; но; да (=но); однако; же; зато Одно явление противопоставляется другому

1) Костёр горел ярко, и безликие тени дрожали вокруг него, изумлённо наблюдая весёлую игру огня (М. Горький).

2) То ли заря легла на ели, то ли взлетели снегири (Л. Озеров).

3) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Ф. Тютчев)

апятая ставится между частями ССП перед соединительными, противительными и разделительными

союзами.

Части, входящие в состав ССП, не разделяются запятой в следующих случаях:

   Если части ССП имеют общую часть (второстепенный член предложения, вводное слово, или общее придаточное предложение) и соединяются неповторяющимся союзом, запятая не ставится

общее придаточное предложение) и соединяются неповторяющимися союзами И, ДА (=И), ЛИБО,

ИЛИ

1)   В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

2)   По словам лесника, реки обмелели и вся рыба вывелась.

3) Когда мы вышли из автобуса, шел неприятный косой дождь и было холодно.

Выполните упражнения.

Упражнение 1. Прочитайте. Запишите номера сложносочинённых предложений. Запишите, какая группа сочинительных союзов не встретилась в данном упражнении?

1. 19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. 2. Их величали «первый курс Царскосельского Лицея», и они могли считать себя и школьниками, и студентами. 3. Небольшое число дворянских детей должно получать наилучшее образование, а потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России. 4. Замыслы крупного государственного деятеля Сперанского шли далеко, и он возлагал большие надежды на это закрытое учреждение. 5. Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I, его семьи и самых знатных людей Российского государства. 6. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, а по другую находились профессора.

Упражнение 2. Прочитайте. Под цифрой 1 запишите номера сложносочинённых предложений. Под цифрой 2 перечислите номера предложений, в которых есть однородные члены.

1. С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление. 2. Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики - подростки в сопровождении родных. 3. Лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьезны. 4. Они приехали не в гости. 5. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. 6. Встречал приезжающих сам директор - Василий Федорович Малиновский. 7. Было ему уже за сорок, и его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. 8. Держался он и скромно, и просто, и приветливо. 9. «Новобранцы» прибывали по одному. 10. Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и помня пословицу «Долгие проводы – лишние слезы». 11. Родные уехали, а воспитанники остались с гувернерами и инспектором. 12. После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились. 13. Они бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. 14. Одни уже воображали себя министрами, а другие просто наслаждались своим парадным видом. 15. Довольны были все.

Домашнее задание.

Тест


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: